Часто это проект называю манифестом «новой чешской волны». На дворе был 1965 год и казалось все возможно, ничего не мешало Чехии вырваться из социалистического лагеря на свободу. Этот период ознаменовался для Чехии небывалым подъемом искусства и вообще интеллектуальной жизни.
Литературной основой всех фильмов стали произведения Богомила Грабла. Этот писатель уникальное явление в чешской литературе, почти все его рассказы, не говоря о более крупных произведениях экранизированы. Они стали основой для нескольких десятков фильмов Иржи Мензеля и о многих их них мы уже рассказали.
Именно с этого периода начинается гениальный роман «Невыносимая легкость бытия» Милана Кундеры, который тогда, наверное, даже не предполагал, что через десятилетия о нем напишут- французский писатель чешского происхождения. Чехия не знала, что ждет ее через несколько лет. Эмоции и переживания, переданные в фильме Р.Седлачека «Ян Палах» предстояло пережить. Пока все было прекрасно. Собственно, для нас этот проект прекрасная возможность рассказать о каждом из режиссеров, которые и составили потом чешское кино.
«Смерть пана Бальтазара», режиссер Иржи Менцель. Нашему читателю он хорошо знаком. Мы рассказываем о его фильмах подробно. Это один из самых известных чешских режиссеров. Он снимал кино в советской Чехословакии. Яркий лидер «новой волны» в чешском кино в следствии международного признания и отсутствия давления, остался в Чехии. Это выбор и обусловил то, что он снял огромное количество малоизвестных фильмов, которые похожи на почти прозрачный фильм «Капризное лето». Они милые и трогательные, приятные и в общем совсем не «большие» в любом смысле этого слова, хотя фильмы эти обращены к самым важным проблемам человека. Как сложилась его судьба, если бы он уехал, как Форман? Без чешского пива, чешских красивых женщин и воздуха Праги были бы его фильмы такими же светлыми. Мы писали о его фильме «Я обслуживал Английского короля», «Праздник подснежников», «Старые добрые времена», «Деревенька моя центральная», «Капризное лето» (он очень похож по духу и ритму на «В старые добрые времена» к сожалению его фильм «Конец старых времен» не его продолжение) и получившем «Оскар» фильме «Поезда под пристальным наблюдением». Именно он снял фильм «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина».
«Пройдохи» (режиссер Ян Немец), играл, как актер в фильме Ф.Кауфмана «Невыносимая легкость бытия». Из наград имеет приз «За выдающийся вклад в кино» кинофестиваля в Карловых Варах. Наиболее его известные фильмы «Алмазы ночи» и «О торжестве и гостях» сняты до советской оккупации. Первый полнометражный фильм после он снял в 1991 году. До этого перебивался каким-то прботами… Хвалят его фильм «Ночные разговоры с матерью» (2001)
«Дом Радости» (режиссер Эвальд Шорм)- фильм цветной, единственный в сборнике. За фильм «Конец священника» получил номинацию на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. В 1977 году за короткометражный фильм «Этюд об испытании» получил «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля в номинации «специальный приз». Играл в фильме Яромира Иреша «Шутка» по роману Милана Кундеры. Советская оккупация и его карьеру пресекла.
«Закусочная «Мир»» (режиссер Вера Хитилова), пожалуй, самый яркий фильм. Возможно самое яркое имя. За фильм «Вкушаем плоды райских кущ» получила номинацию Каннского кинофестиваля, за фильм «Турбаза «Волчья» номинацию на «Золотого льва» Берлинского кинофестиваля, за фильм «Капканы, капканы, капканчики» получила специальный приз на Венецианском кинофестивале. Ее фильм «Маргаритки» имеет в Чехии культовый статус. В общем ей много лет.
«Романс» (режиссер Яромир Ирес). За фильм «Крик» получил номинацию на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Фильм «Шутка», который мы упоминали получил приз фестиваля в Сан-Себастьяне. Фильм «Неполное затмение» был номинирован на «Золотого медведя» в Берлине. Он словак.
Сами киноновеллы составляющие «Жемчужинки на дне» довольно интересны, и каждая из них не только раскрывает грани таланта режиссера, его индивидуальную стилистику, но и дают представление об особенности стилистики «новой волны» вообще. Смотреть интересно не только с точки зрения изучения чешского кино, но и как самому обыкновенному зрителю, который ищет в кино нечто такое, что дает впечатления, которые помогают справляться с тем, что мы называем обычная жизнь.