Видеовпечатление от фильма https://www.youtube.com/watch?v=bQ04oMa2Cyw&list=PLUsmZ_QWN7kPKL_iReQb1ZWpFo5RW8VUf&index=10
Далее он подписал «АнтиХартию» (я его понимаю- если бы такой мой фильм положили на полку и никто бы его не попытался спасти, я подписал бы договор с дьяволом)и навсегда испортил себе репутацию. Однако, его фильм в 1990 году достали с полки и отвезли в Канны, где он получил номинацию на «Золотую пальмовую ветвь».
Фильм меня потряс. Удивительная работа, где человеческие, супружеские взаимоотношения показаны с честностью, на которую никто не решался. Если бы этот фильм в 1970 вышел на экран его бы растащили на цитаты, он стал бы событием и «новая волна» чешского кино от Хитиловой до Немеца получила бы достойный ответ кино другого. Неореализм Висконти и неоромантизм Фелинни у Кахини приобретали особенное звучание, но мир этого фильма не увидел. Говорить, что в 1990 году он оказал влияние на кинематограф тоже можно- фильм Содерберга «Кафка», кажется последствием такого влияния. Тончайшие оттенки того «абсурда» Кафки в фильме Кахине переданы так атмосферно, что даже Кафка превзойден. Пьесы Вацлава Гавела того, времени были созданы тоже в традициях театра «абсурда» и Ионеско говорил с ними на одном языке.
Фильм поражает не столько сюжетом, который переносит нас во время репрессий в Чешской республике. «Дело Сланского» имело много реальных жертв. В Чехии, конечно, не было размаха сталинских репрессий, но это и не Югославия типа «Папа в командировке» еще великого тогда Кустурицы. Совсем не это главное в фильме. В фильме главное это отношения людей, супругов, которые живут вместе уже десять лет и вдруг оказались перед лицом возможного ареста. Их отношения и понимание супружества, показаны так, как их не показывал никто. Приходит в голову сериал «Карточный домик» - те же обстоятельства запредельного давления… Та же любовь и ненависть и удивительная близость, что и есть настоящая любовь.
Герой фильма замминистра, возвращается с женой с вечеринки, на которой узнал, что Министр арестован. Он ждет ареста и во всем видит знаки…Это день их 10 годовщины и супруги не могут его отметить без драки и скандала на фоне тотального страха и ожидания ареста. Упреки и разбирательства, старые обиды и разговоры с подслушивающими устройствам. Именно они именуются ухо и дают название фильму.
Фильм еще и очень чешский, без пафоса российской литературы или кино, без немецкой давления на зрителей и без итальянской клоунады. Фильм маленького героя, фильм человека живущего своей маленькой кухонной жизнь, которого просто обстоятельства возвышают до нравственного выбора. Фильм тихий манифест, фильм о том, что нельзя жить в постоянном обмане. Почти письмо Гавела Гусаку.
Над фильмом работали:
Карел Кахиня. Мы рассказывали об этом режиссере во впечатлениях к его раннему фильму «Повозка в Вену». Он очень важный режиссер для чешского кино и его ранние картины объективно хороши, мы продолжим о нем рассказывать. Кахиня как режиссер стоит рядом с Мензелем и Форманом на Олимпе чешской культуры, хотя «Антихартии» некой правительственной реакции на «Хартию-77» его не украшает. За фильм «Ухо», снятый в 1970 году в 1990 году он получил номинацию на «Золотую пальмовую ветвь». За фильм «Я умею прыгать через лужи» он получил Серебряную раковину на фестивале Сан-Себастьян, но видимо это не могло его защитить от сотрудничества с властями.
Иржина Богдалова, фактурный актер, много снимался, много играл- узнаваем. Играл в фильмах Ю.Герца «Застигла меня ночь» и «Вольфганг А.Моцарт». У Кахине появился еще в фильме «Золотые угри».
Радослав Брзбогаты, похожа чем-то на Алису Фрейндлих. Часто мелькана на экранах, одно из самых узнаваемых лиц чешского кино. У Кахини появилась еще в фильме «Пани».