Причем понимает это настолько тонко и пишет об это там красочно, что просто невозможно не перечитывать снова и снова ее строчки. Сейчас закрыты театры и балет можно увидеть только на экране компьютера, если не готовы опоганивться российским телевидением. В этом смысле книги Красовской прекрасная замена балетных спектаклей и неизвестно, что остается в памяти больше ее слова и увиденные па.
Пишет она предельно объективно и здраво. Например, ее нельзя упрекнуть, как Юрия Бахрушина и его «Историю русского балета» за квасной патриотизм, смешные поиски истоков балета в народном хороводе и постыдных попытка везде найти патриотизм и народность, даже в тяжело больном Нижинском. Красовская молодец! Она, прекрасно владея фактурой не превращается в карикатуру, как Бахрушин. Может быть, она излишне перечитала «Наш балет» А.Плещеева и из-за этого в «легендарной истории» была нудновата, но в целом все прекрасно.
Начинается русский балет со спектакля «Балет об Орфее и Эвридике» (1673) поставленном для царя Алексея Михайловича силами выходцами из немецкой слободы и, как всегда, в России подавалось, как иноземное развлечение. Далее было забыто и только в 1737 году Императрица Анна Иоановна приказала Ланде создать балетную школу в России. Вскоре появились легендарные танцовщицы типа Аксиньи Сергеевой, которая, как писали газеты в 1751 году, не уступала иностранным танцовщицам. Далее следовал расцвет «крепостных балетов» это да, было подлинно русским национальным явлением потому, что рабство и балет нигде в мире не существовали одновременно. Далее в Россию приехал Дидло и руководил балетом долгие годы. При нем сформировался слой балетных музыкантов и балет стал не только сопровождением оперы, но и почти самостоятельным искусством. Правильно оценена фигура Вальберха, которого Бахрушин называет подлинно русским хореографом и указано, что учился хореографии тот в Париже, а не на сеновале с крепостными во время хороводов. А руководил он балетом вместо Дидло потому, что тот во время наполеоновских войн покинул Россию, тогда же он и ставил патриотические балеты, которые успеха не имели. Далее мелькает гастроли Тальони, Титюс и прибытие Петипа. Андриянова (любовница Гедеонова- смотрителя Императорских театров) танцует с Тальони, Гедеонов тусует с Эльслер, которая его унижает. Появляется Жюль Перро (вероятный автор «Жизели» по крайне мере балет поставлен для его жены Карлотты Гризи, а автор музыки Андан был ее любовником). Санковская танцует «Жизель» и готовится давать уроки Косте Алексееву, которому повезет стать Станиславским. Появляется Сен-Леон и ставит патриотичного «Конька-Грбунка», который имеет бешённый успех. Сен-Леон даже выучивает русский в отличие от Петипа, который так и не выучил за всю жизнь. Но Сен-Леон уезжает в Париж, он по мнению русских глупцов «исписался» и ставит там гениальную «Коппелию», которая до сих пор будоражит умы.
Далее век Петипа разница в Москве и Питербурге «Лебединного озера» и «Дон Кихота». Гениальные «Баядерка» и «Спящая красавица» и наше все «Щелкунчик». Но все было не просто, в середина веа Петипа высадился итальянский «десант» Цукки и Линьяни смели «великих» русских балерин и только Кшесинская как-то смогла их потеснить со сцены, не без помощи Императора Николая последнего. Ну и да Лев Иванов со своим талантам- мешал Петипа и поставил гениальный и главный акт, главного балета «Лебединое озеро». Петипа уход на пенсию, с позором, как не обидно.
Время Легата бысро прошло и появился Михаил Фокин. Дягилев, Нижинский- Карсавина- Русские сезоны и Фокин («Павильон Армиды», «Шехерезада», «Призрак Розы» и он бессмертный хореограф. Возникает фигура Александра Горского, он ставил и раньше «Дон Кихот», а Петипа плакал по-стариковски. Горский к Дягилеву не успел из-за войны и остался в СССР, был любовником Гельцер- ставил для нее балеты, а на его «строила». Это правда от меня, приличная Красовская закончила рассказ о Русском Балете «Третьим сезоном» и только в книге Нижинский продемонстрировала, что все отлично знала и понимала. На последних страницах спела оду осколку Дягелевского балета товарищи Баланчину.
Для советской книги- невероятно хорошо. Не устаю восторгаться этой женщиной!