Ну и замечу так же, что авторы на сайте «кинопоиск» этот фильм, как и большинство других не смотрели. Роман «Порнография» я пока не читал и не уверен, что прочту, хотя по всей видимости он более увлекателен, чем этот фильм. Например, просмотр фильма Шлендорфа «Жестяной барабан» породил у меня много вопросов, и я перечитал роман Гюнтера Грасса с удивлением обнаружив, что фильм, а это очень редкий случай несколько лучше. Не хочу разочароваться еще и в Гомбровиче, который на время войны мигрировал в Аргентину. Замечу, что фильм я смотрел с русскими субтитрами и могу сказать, что мои знания русского и чешского позволяют воспринимать польский процентов на 70).
Сюжет переносит нас в Польшу 1943 года. Два варшавянина Витольд (герой Кшиштофа Майхжаха) и Фредерик (герой Адама Ференцы) решают отправиться в поместье к своему общему знакомому Ипполиту (герою Кшиштофа Глебиша), чтобы развлечься и переждать голодное время. Там на фоне пасторальных пейзажей, домашних животных, а также мышей, которых они подкармливают, слушая, как из куколки появляется бабочка два старых извращенца, решают случить помещичью пятнадцатилетнюю дочку Геню у которой есть завидный жених и батрока отца- паренька Кароля. Подонки часто спорят на свои извращенные планы, это и сделали наши герои.
Польский фильм, естественно не мог обойтись без темы холокоста. Рассказ Витольда об истории девочки, которую родила еврейская мама и ее польский отец не смог защитить в какой-то момент воспринимается, как история самого рассказчика. Он сдирает с кожи лагерный номер наждаком для заточки ножей. Вот гауляйтер Москвы пока не заставляет нас колоть номера пропусков на руке, их можно иметь в телефоне. Фильм, конечно, не «Песня имен» Жирара, но тема Холокоста в нем каким-то не постижимым образом становится основным мотивом. Есть в фильме и польское сопротивление. Финал может очень удивить, это не только двойное убийство, но и самоубийство. При этом вопросов такой финал особенно не вызывает, как и самое ценное имущество одного из героев — это чемодан с сухарями. Хотя режиссерская работа не бесспорна и многие моменты не работают даже на отсутствующую концепцию. Из изобразительного ряда- очень хороша сцена с мышами. Ну и смерть, которой предшествует секс, правда не зрелищный…
Над фильмом работали:
Ян Якуб Кольски, снял около 15 фильмов. Награды получил еще его фильм «Убить бобра»- номинацию на «Хрустальный глобус» в Карловых Варах. Есть впечатление, что он остается в тени «главных польских режиссеров» и его час еще просто не пробил.
Кшиштоф Майхжах, снимался в двух фильмах Дэвида Линча: «Внутренняя Империя» и «Еще кое-что из случившегося». В общем, как мне кажется трудно найти для актера большую награду, чем работа с режиссером, которого по праву считают легендой мирового кинематографа.
Адам Ференцы, много снимался у Агнешки Холланд («Провинциальные актеры», «Кинопробы» и др.), мы обязательно расскажем об этом режиссере. Еще дваждый играл у Кольски («Похороны картошки» и «Засмин»).
Кшиштоф Глебиш, известен по ролям в фильмах Анджея Вайды. Сыграл в его картинах: «Макбет», «Катынь», «Приговор Франтишеку Клосу», «Пан Тадеуш», «Бигда идет», «Гамлет», «Преступление и наказание», «Дантон», «С течением лет, с течением дней».
Довольно странно, что этот фильм оказался на моем диске. Я несколько раз начинал специально смотреть польское кино и каждый раз останавливался. Ловил себя на мысли, что посмотрев несколько фильмов Кислевского или Вайды я не хочу ничего об этом писать. Может быть с тех пор, как я хотел расширить диапазон и осталось это неприятное кино, которое не хочется пересматривать дважды и уж тем более не хочется о нем много говорить.