И. Бергман. "Жажда".

И. Бергман. "Жажда".
24 янв 2018
Оцените материал
(104 голосов)

Пересмотрел фильм великого кинорежиссера Ингмара Бергмана «Жажда» (1949). Это довольно странная картина, которая хотя и является всего седьмой по счету может быть до конца, как мне кажется, понятой только после просмотров фильмов, которые Бергман снял лет через двадцать. Наверно поэтому он не имел фестивальной истории и не получил наград, хотя сразу после войны было не до кинофестивалей, и индустрия обходилась без рекламы в виде раздачи призов. Можно только удивляться какое это имеет значение сейчас и как мало значило тогда, когда кино только раздалось.

 В главных ролях: Ева Хеннинг, Бирген Мальмстен, Биргит Тенгрот. Ева Хеннинг сыграла еще только водном фильме Ингмара Бергмана «Тюрьма» он снят в том же 1949 году. Биргит Тенгрот у Бергмана больше не снималась. Обе играли в довольно большом количестве шведских фильмов, но сегодня их названия не смогут вспомнить даже специалисты в шведском кино. Тогда шведское кино находилось на подъёме и фильмов было очень много… Бирген Мальмстен актер для раннего Бергмана очень значимый. Мы писали о его работе в фильме «Дождь над нашей любовью», «Женщины ждут». Более того он снимался и в фильмах Бергмана, когда режиссерский талан того достиг своего пика, например, в фильме «Лицом к лицу», «Молчание». Всего Мальмстен снялся в 11 фильмах Бергмана. Это довольно много, если учесть, что Бергман снял меньше восьмидесяти картин. Можно говорить о том, что это актер бергмановского кино.

Фильм рассказывает историю о том, как молодая пара возвращается из путешествия по Италии. Можно только представить степень благополучия послевоенной Швеции, если совсем молодые люди могут позволить себе подобное путешествие. Тем не менее пара не может наслаждаться отдыхом и новыми впечатлениями. Они не очень богаты и возвращаются в вагоне СВ. Забавно правда? Девушка переживает серьезную душевную травму. Она только, что была вынуждена сделать аборт потому, что ее мужчина- женатый офицер подтолкнул ее к этому. Сейчас она страдает, что не сможет больше иметь детей и прилагает титанические усилия к тому, чтобы отравить жизнь своему мужу- молодому ассистенту профессора. Она специально измывается над ним. В голове ее крутятся подробности романа, и они не дают ей покоя. Она беспрерывно курит, много пьет и терзает своего мужа жалобами, беспрерывными разговорами и донимает ее как может. Тут еще она случайно встречает бывшего любовника с женой и в поезде настолько изводит своего мужа, что тот во сне, как ему кажется убивает ее. Однако, это только сон, и он рад этому потому, что одиночество для него хуже того ада, в который она превращает его жизнь. В общем семейная жизнь всегда ад и мужчина просто терпит его потому, что все прочее еще хуже. В этом смысле интересно вспомнить фильм Б.Левинсона «Забегаловка». Да в общем все фильмы Ингмара Бергмана так или иначе показывают трудности семейной жизни или вообще трудности совместного существования мужчины и женщины. Особенно ярко, конечно это делал актерский дуэт Макс фон Зюдов и Лив Ульман.

Режиссер погружает нас в мир героини, заставляя проживать не только ее роман с офицером и аборт, как его следствие, но и «балетные перипетии». Балет в жизни героини настолько важен, что кажется девушке более реальным чем сама жизнь по ее же собственному признанию. Нам представляют довольно длинные истории о двух девушках в которых, как это принято у Бергмана мы можем узнать, а можем и не узнать резаные возрасты героинь и героев. В одной женщина похоронила мужа и оказалась в плену собственного психотерапевта или скорее психиатра. Бергман упорно настаивает на том, что половые отношения пациент-терапевт не просто возможны, но и обыденность, может в начале 50 так и было, но эти мотивы звучат и в более поздних его фильмах. Не знаю откуда у него такой опыт. Эта девушка встречает на улице свою подругу по балетной школе. Не трудно узнать в ней подругу героини… Они сидели на подоконнике и ели типичную пищу балерин- молоко с булкой. Опять же не оспаривая гениальность Бергмана и допуская, что молодая балерина может есть все, я сильно сомневаюсь в подобной диете. Далее следовала сцена, которая могла в то время быть скандальной из-за ее лесбийской окраски.

В общем это один из ранних фильмов Бергмана, где он пытается осмысливать отношения между мужчиной и женщиной не с помощью стандартных для сюжетного кино средств, как в фильмах типа «Дождь над нашей любовью» или «Фанни и Александр», а в форме символической и по бергмановски притягательной. Потом это можно увидеть в «Лицом к лицу» или «Час волка» или «Стыд». Интересно, что фильм этот ему вообще дали снять и он пошел в прокат. Ведь Бергман не был признанным и сложившимся режиссером. Не было тех, кто наслаждался его почерком и искал смысловые стержни, которые пронизывают десятки его картин.

Прочитано 2754 раз Последнее изменение 07 фев 2018

1 Комментарий

  • Алиса Котова 29 июнь 2018 написал Алиса Котова

    Когда прочитала описание фильма, то мне просто захотелось сказать - что это такое?
    На время просмотра это чувство сохранилось. Ну правда.. как такое можно придумать?) Я это говорю не с точки зрения, что фильм плох, а просто - как такое может быть?))
    Наверное, чтобы быть настоящих режиссером нужно быть гением. Но вот никто не говорит, как гениями становятся или им нужно просто родиться?)

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены