Один из самых интересных фильмов Бергмана, который наполнен символами и полутонами, которые можно расшифровывать и отыскивать в виде кино цитат во всех его последующих фильмах. Мне часто кажется, что все последующее творчество Бергмана так или иначе отталкивается от этого фильма. Публика приняла его однозначно плохо и даже есть несколько историй о том, как Ингмара Бергмана подвергали остракизму после его выхода на экраны. При том, что во многих странах фильм вышел с серьезными купюрами. Сюжет фильма такой. Две сестры и маленький ребенок одной из них не могут продолжать поездку в поезде из-за того, что у старшей сестры рак и она не может терпеть нахождение в купе. Компания сходит в неизвестной стране и поселяется в гостинице. Там происходят конфликты между сестрами. Одна, та которая умирает- пытается мастурбировать и пить, при этом уличает в безнравственности младшую, которая занимается сексом с первым попавшимся парнем и отвергает моральное превосходство старшей. Мальчик слоняется по отелю и его встречи наполнены глубоким символизмом.
Фильмы Бергмана — это особый мир, который погружает зрителя в его собственные размышления и боль. «Молчание» один из самых лучших образцов. Это настоящий сон о детстве, который ты можешь посмотреть в любой момент. Сейчас вообще не понятно, что аморального нашла пресса в фильме. Обнаженная натура, которая так пугала зрителя, кажется чем-то простым и обыденным. Край шелковых трусиков и пятно на юбке у Ингрид Тулин возбуждают сильно больше чем половой акт в зале кинотеатра. Наверно, сейчас блюстители морали обрушились бы на Бергмана за педофилию. Мальчик трет спину маме, наблюдает ее в белье в распахнутом халате и спит голым с голой женщиной.
Фильм, конечно ужасает не этим. Мы наблюдаем последние дни умирающей женщины. Она была переводчиком и изучила множество языков, чтобы понимать других. Но умирает она в стране где говорят на языке, которого она не знает. При этом портье, единственный человек с которым она может нормально общаться не говорит ни на одном из множества известных ей языков. Героиня не нашла своего языка- самого главного языка, - того языка на котором говорят с собой. Нет она не умирает, погрузившись в тоску. Она много пьет и получает от алкоголя удовольствие- редкое счастье, которого я лишен. Она мастурбирует и это тоже ее радует. Да у нее нем мужчины и детей. Но она любит племянника и питается передать ему свой мир. Все не так уж и плохо. Умирать все равно придется всем и сделать это можно только в одиночестве и не важно сколько у тебя детей и как много людей любят тебя. Но вот только она не смогла найти язык понятней самой. Ее конфликт с сестрой и постоянное моральное, эмоциональное насилии, которое она к ней применяет…
Сестра безумно красива. Каждый, кто видел Ингрид Тулин не может не согласиться с тем, что она потрясающе красива. Мы писали о ее работе в фильме «Земляничные поляны». Ее внешность и тело Бергман использует по полной программе. Голая грудь, постоянно мелькающие трусики и, конечно лицо. Она как раз и пытается вырваться из-под влияния своей сестры. Так держала ее все время в рамках своей морали, которая не была ее. Она просто использовала механизмы эмоционального насилия и держала ее под контролем. Судя по некоторым деталям еще и в лесбийских интересах. В этом смысле секс младшей сестры — это не столько аморальная распущенность или естественная тяга к удовольствию. Это попытка вырваться из-под пресса и стать свободной еще до смерти сестры.
Наверно, стоит говорить об этом фильме, через призму первых фильмов трилогии «Сквозь тусклое стекло» и «Причастие», конечно этот фильм длиться и длиться, он есть и в «Персоне» и конечно в близком по теме «Шепоты и крики» и в любимом мною «Час волка». Но я не претендую на лавре кинокритика, а всего лишь пытаюсь запечатлеть свои мимолетные впечатления. Не из-за осознания их ценности, а скорее просто ради развития своих размышлений.
Младшая сестра уезжает и оставляет старшую умирать. Она открывает окно и ее лицо в воде от дождя. Финальная сцена в поезде… Смыла ли она то насилие, которому подвергала ее сестра? Обрела ли она способность чувствовать себя? Нашла ли она язык, которым может говорить с собой? Наверное самым важным для ответа на этот вопрос является сцены с карликами, причем в том виде в котором их видит мальчик за игрой. Или старик? Старик и его фоторграфии с похорон, где он в раннем детстве? Мальчик, который их прячет… Кругооборот, моя любимая карусель. Конечно поезд, сколько времени в детстве я провел в поезде, полусонный и очень усталый. Наша жизнь это поезд?