И. Бергман. "Девичий источник".

И. Бергман. "Девичий источник".
03 июль 2017
Оцените материал
(102 голосов)

Пересмотрел фильм Ингмара Бергмана «Девичий источник» (1960). В главных рллях: Макс фон Сюдов, Бригитта Вальберг, Гуннель Линдблум. Этот фильм один из основных в фильмографии Бергмана с точки зрения признания. За этот фильм он получил «Оскар»- лучший фильм на иностранном языке и «Золотой глобус»- специальная премия, а также специальную премию в виде «Золотой пальмовой ветви» на Каннском кинофестивале.

Я не хотел смотреть этот фильм в виду драматичности его сюжета по моим личным обстоятельства и не хочу писать о нем, но видимо нужно отработать подобную травму, возможно таким образом не хуже, чем прочим. Сюжет фильма — это пересказ легенды 14 века. На отдаленном хуторе живет состоятельная семья, у которой есть только один ребенок- дочка. Девушка невозможно мила и избалована, но не сверх меры. Она обладает чистой душей и сердцем и действительно верит в Христа. Христианство тогда было новинкой и в целом, люди часто обращались к Одену, который составлял традиционный центр в языческом пантеоне. Девушка едет отвозить в церковь свечи для службы. По дороге она встречает бродяг, которые ее изнасиловали и убили. По воли случая они оказываются в доме ее родителей и пытаются продать одежду, снятую с мертвой девушки. Отец их убивает. Когда он находит тело девушки, на месте где ее убили начинает бить источник.

Легенда вполне распространенная, наверно есть с десяток церквей около родника, которые рассказывают подобные истории о происхождении своего прихода. Фильм проанализирован десятком специалистов сотни раз. Не думаю, что я могу добавить что-то новое. Для меня важно, что Бергман является сыном христианского священно служителя, который был травмирован в детстве холодом и жестокостью своего отца, и христианством, которое ее породило. Для него, во многом ранние фильмы типа «Земляничная поляна» (в котором играла Гуннель Линдблум) это попытки прожить эти травмы. В фильме «Девичий источник» традиционно принято видеть борьбу двух начал. Дикую и необузданную, полную страсти и жизни веру в Одена- ее в картине олицетворяет беременная сестра служанки, дерево, которое герой Сюдова валит перед убийством тех, кто изнасиловал и убил его дочь… Ну и конечно веру в так называемого Христа, которую олицетворяет убиенная чиста дочка состоятельных родителей. Не случайно две эти героин так отличаются- одна кроткая блондинка, а другая страстная брюнетка.

Кто побеждает? Почему преступивший закон человеческий и убивший не только двух насильников, но и в гневе невинного мальчика, ставшего случайным попутчиком и даже заложником убийц и насильников, не означают победу Одена? Ответ в финальной сцене. Отец возносит полную раскаяния речь, обращенную к богу-Христу, где сообщает о не понимании того, как он допустил столько не справедливости и … Заявление, что без веры в него он все равно не может жить («верую, ибо абсурдно») и обещание построить каменную церковь («деятельное раскаяние и искупление»). Тут как нельзя лучше подходит метафора в виде выдернутой из земли с корнем березы, которая олицетворяет победу над «жизнью» во имя понятно кого и стёганые себя веником из пучков этой березы (как желание жены обжигать себя во имя Девы Марии, которое совсем рядом с человеческими жертвоприношениями Одену)… Я лично вижу в этом нечто другое. Бергман потому и гений, что ясно, что он хотел сказать, но он говорит не всегда то, что хотел…

Его род и фанатичная набожность пресекся. Его нет и не будет. Как герой «Седьмой печати» в исполнении того же Сюдова он не оставит следа. Его место только за пределами земной жизни. Кто останется после его смерти? Родник- знак природы и те, кого родит грешная и страстная поклонница Одена- служанка, желавшая смерти чистой девушке. Мне сложно однозначно отказаться от земной или небесной жизни в пользу… Наверно не стоит этого делать, но замечу, что если мир устроен действительно разумно, то цели убить в себе жизнь во имя небес быть не должно. Понятно, что как писал Милан Кундера в то же «Подлинности» в мире так много людей, что даже если есть универсальные законы, каждая обязательно сталкивается с их отсутствием. Каждая жизнь и судьба, как хорошая джазовая композиция полна импровизации. Я вижу в этом фильме Бергмана не только божественный орган, но и саксофон человеческого духа, как на Концерте «Чайковский и джаз» в Евангелическо-Лютеранском Кафедральном соборе святых Петра и Павла.

Бергман же всегда остается Бергманом и бесстрашные вопросы, которые он ставил о сущности человеческой жизни ее наполнении о смысле пребывания на земле и смысле близости между людьми, о границах личного пространства никогда не получат четких ответов и всегда будут находиться в поле изучения не столько и только ученных, а скорее художников. Наша вера и ее устремления никогда не сменятся знанием и каждый будет решать, как ему жить… Разве только распоясавшиеся православные попы, которые стали частью государственной машины не заставят нас жить, как они хотят. Сейчас для этого у них есть целый арсенал… Тот же Мосгорсуд трепещит перед решалами из Печерского монастыря, которые отнимают у стариков и детей последний кусок хлеба, что бы набить ненасытное брюхо Патриархата Гундяева.

7
5
6
3
4
2
1
Прочитано 3505 раз Последнее изменение 07 июль 2017
Другие материалы в этой категории: « Д. Новак. "В поисках Бабеля". И. Сабо. "Хануссен". »

2 комментарии

  • Алиса Котова 08 июнь 2018 написал Алиса Котова

    Не зря фильмам дают Оскары и другие награды. Все-таки Бергман молодец и держит марку. Несмотря на то, что фильм был снят по шведской легенде, режиссер добавил немного своего, чтобы он был не таким безликим, как это бывает с фильмами по легендам.
    После просмотра фильма остаются очень странные ощущения. Какой-то ступор.. сидишь и слушаешь свое дыхание и перевариваешь полученную информацию. Даже мороз по коже... вообщем очень странные впечталение
    Фильм дает пищу для размышлений на тему добра и зла

    Пожаловаться
  • Jolie Deneva 19 июль 2017 написал Jolie Deneva

    «Девичий источник» меня обезоружил когда то. Мне не сложно поддаться в подробное описание житейской ситуации, которая имеет способность моделировать поведение, и способы разветвления. Бергман вложил не мало пластов в этот фильм, и слагать тут сказки не приходится...«в Сказке ложь, да в ней намек, будет молодцу урок» . Перечитываю рецензию выше и понимаю, что человек увидел тот самый скрытый пласт, который в силу неведения и отсутствия дальновиденья, не всех приведет к раскрытию глаз, : довольно просто: — дно эгрегоров* религиозных. Они существуют по сей день,: структура неизменна, все так же подчиняются тенденциям среднего мышления. Мне вообще дико вдаваться во все последующие вариации рассказа, но могу предположить, что этот фильм необходимо раз да увидеть. Его никак нельзя (его - Бергмана) рекомендовать вот просто так. Здесь совершенно другой мир и круг, пускай и в сказке.......

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены