Для фильмов Бергмана мною выбран совершенно особый формат потому, что это не просто кино. Бергман больше мира в котором мы живем. Он выше всех наград, что существуют в нашем мире и именно поэтому я не писал, что за фильм «Седьмая печать» он получил «Золотую пальмовую ветвь», а за фильм «Земляничные поляны» ему был выдан «Оскар». Все награды мира не имеют значения, особенно после того, как жизнь заканчивается, а заканчивается она очень быстро.
В фильме рассказывается история старика. Старика… Я часто чувствую себя стариком и с удивлением обнаруживаю в зеркале свое совсем не старое лицо. Присоединение к герою возможно главный способ восприятия искусства и не только, ведь двекут является в общем целью более высокой, чем все прочее.
Старик получает премию за 50 лет врачебной практике и отправляется на машине в путешествие длинною в жизнь. Он едет вместе со своей невесткой, среди своих воспоминаний и снов. Сны относят его в различные периоды его жизни. Он вспоминает свою первую любовь. Это кузина, которая хоть была и обручена с ним, предпочла другого брата- бабника. Это его жена, сцену соблазнения, которой он наблюдал. Это в первую очередь его сны. В этих снах в символической форме он видит многое из того, что… Я не сторонник изучения снов.
Они заезжают к матери Исака Борга, нашего старика. Там становится понятно, что такое быть заживо мертвым. Она перебирает игрушки своих детей, которых было 10 и которые не навещают ее. Одиночество на которую она обрекла себя, переходит по наследству к ее детям и нет этому конца. Потому, что холод это и есть их выбор и их жизнь. Его сердце не могут растопить ни благодарные пациенты, которых он встречает по дороге, не молодежь, которую он решили довезти. Он погружен в себя и свои сны. Препирательства с домоправительницей, которая страдает от его педантизма стали для него единственным, что выводит его из футляра.
Сноха рассказывает ему о том, как поговорила с его сыном о беременности и, что тот не хочет ребенка. Он не хочет ребенка потому, что глупо плодить себе подобных. Мне безумно жаль, что я не могу быть таким умным и вижу в детях что-то важное и не как не создание себе подобных. Хочется верить, что они не повторят моего пути и проживут жизнь иначе чем я. Расставание сына с женой кажется вопросом решенным и старик спокойно выслушивает и принимает все это он погружен в сны.
Исака Борга занимает церемония, но после нее он, вспоминая свои сны просит прощения у своей домоправительницы первый раз лет за 20. Даже предлагает ей перейти на ты. Невестка остается с сыном, они оставляют ребенка и в целом жизнь старика оказалась не такой уж пустой. Даже невестка, которая ругает его за черствость говорит, что любит его и … Нам остается только завидовать достойно прожитой жизни и сожалеть, что в ней было так мало тепла и радости. Но в мире вообще мало тепла.
Что значит этот фильм для меня и вообще можно ли говорить о значении фильма для жизни? Можно, конечно- хоть меня и обвиняют в том, что я ненавижу кино и пересказываю сюжеты всем на зло. Но я люблю кино, и оно для меня так же реально, как жизнь потому, что оно дает переживание, а я в общем не вижу ничего реального в мире, кроме переживаний.
Смотреть это кино или не смотреть вопрос сродни- жить или не жить, вопросы, которые существуют пока существует жизнь. Зачем существует жизнь? Воспоминания детства, которые вызывает стары профессор для успокоения это и есть те самые фильмы, что мы могли бы снять, но никогда не снимем. Не хочу банальностей и ссылок. Я просто живу и стою у стекла, за которым идет то, что является жизнью в неком обычном измерении, что и сколько мне осталось? Из забывших меня можно составить город и как вы помните что то там про любовь.
Пока ветвь не отрезано все возможно и мы все в некотором смысле старики и мы все можем жить хотя бы вспоминая свои «Земляничные поляны» и возможно что-то изменить, ведь окончательный приговор выносит…