Рассказывая о впечатлениях от этого фильма, я не хочу придерживаться стандарта, который сам придумал. Не будет рассказов о Бергмане и его любимых актерах, это бессмысленно учитывая, что рано или поздно я расскажу обо всех его фильмах.
В центре сюжета находится две пары- рыцарь и его оруженосец, которые возвращается из крестового похода и пара странствующих комедиантов с ребенком. События и герои, которые встречаются им на пути и являются основой сюжета. Сам сюжет постоянно снабжается комментариями из библии. Каждая сцена несет глубокий смысл и стала для исследователей объектом глубокого изучения. Конкурировать с ними я не буду.
Рыцарь, который страстно ищет ответ о том, что ждет его после смерти по молодости лет был для меня важным героем. Я тоже хотел ответов и искал их всеми своими силами, поиски мои были сродни поискам рыцаря Антониуса Блока. Я тоже ушел из места, которое мог называть своим домом в поход, который длится больше десяти лет и все никак не закончится. К рыцарю приходит Смерть, и он просит ее об отсрочке надеясь найти ответы. Мне сейчас вообще не понятно, как я мог считать его героем и как мог уйти в свой крестовый поход. Сейчас мне больше всего нравиться оруженосцы. Именно оруженосцы стали моими героями в результате жизни. Я не хотел бы сталь Андервудом, но меня прельщает роль главы его администрации Стемпера из сериала «Карточный домик». В этом фильме мой герой оруженосец Йонс.
Мне близка позиция Йонса и по поводу смерти, он буквально повторяет Иосифа Александровича Бродского «что там- наверно пустота, что вероятнее и хуже…». Оруженосец отдает себе отчет в этом и в общем не очень по этому поводу переживает. Реальный взгляд на мир, отсутствие иллюзий и поисков. Финал жизни вполне достойный, конечно финал жизни рыцаря романтичнее поиск. Он спрашивает у бедной испуганной девочки, которую христиане сжигают, что та знает о дьявола, что бы спросить дьявола о боге…
Но главное в фильме для меня совсем другое. Этот черно-белый и предельно грустный фильм, где смерть играет важнейшую роль мне представляется мне очень светлым и оптимистичным. Что сказать? Я в общем должен был стать шутом. Грустным белым клоуном, но судьба сделал меня оруженосцем. Я знаю, что такое творчество и искусство, но не стал ему служить и поменял божий дар на яичницу. Мне кажется, что этим фильмом Бергман отдал наш мир художникам и шутам. Именно они остаются в мире. Остальных уводит смерть и ремесленника с его шлюховатой женой и рыцаря, который встретил свою жену в конце поисков уже умерший и оруженосец с девочкой, которую спас. Если Бергман умер после этого фильма я мог бы сказать, что это завещание и … Но нет потом было много такого, что могло бы стать завещанием. Но в любом случае благословение творчеству было дано.
Ведения шута, которые оказываются правдой перемежаются мошенничествами и даже кражами, но именно к нему проходит и то, что он называет божьей матерью. Как-то мне пришла в голову мысль, что Гаону из Вильно Пророк Илиягу не приходил никогда, хотя он всю жизнь учил Тору даже не открывая окон, а вот с к Зусе Мешалоиму из Анаполя он приходил постоянно. Нет я не стану хасидом… Просто оруженосцу иногда хочется помечтать о судьбе шута. Возможно это кого-нибудь развлечет.
Гениальность Бергмана в том и состоит, что его фильмы позволяют осмысливать жизненные ситуации не зависимо от возраста и количества раз, которые ты обращаешься к ним. «Седьмая печать» один из таких фильмов. Он не любим мною, но от этого не менее прекрасен. Я не стал бы никому рекомендовать это кино, как и не стал бы рекомендовать все то, что причиняет людям знания.