Беня Крик и Хаим Сокол герои моего детства столь же любимые, как Чапаев И Петька. Конечно я искал информацию о Бабеле и находил много противоречивых сведений. Особенно трогательно было то, что один и тот же источник совершенно запросто сообщал, что Бабель русский и советский писатель, а потом ссылался на записи в раввинате. Почти как у великого русского художника И. Левитана, который родился в бедной еврейской семье. Бабель это производная от Вавилон, наш писатель имел потрясающую родословную, которая восходила к выдающимся талмудистам прошлого. Он обладал невероятными способностями и смог поступить в гимназию по еврейской квоте, что было просто невероятным. Но любим мы его не за это.
Понятно, что после расстрела, а его несомненно расстреляли, хотя даже этот факт очень долго скрывали от родственников и общественности, произведения писателя попали под запрет и просто так добраться до его текстов было нельзя, это делало их еще более желанными и привлекательными. Справедливости ради нужно сказать, что талант и художественное дарование Бабеля было таково, что он даже мог бы умереть в своей постели это никак не сказалось бы на любовь к нему, как к писателю. Правда в этом случае мы получили бы больше его текстов. Значительная их часть была украдена НКВД и так до сих пор и не найдена. Видимо потеряли или берегут для какого-нибудь назначенного великим писателем стукача. Не исключено, что тексты Бабеля уже опубликованы под чужими фамилиями. Я не готов ввязываться в спор относительно настоящего автора поэмы Е.Евтушенко «Бабий Яр», но и исключать, что текст этот КГБ подарило своему агенту Евтушенко убив автора не могу.
Если говорить о фильме, то он мне не понравился. Во-первых, слишком длинный, а во-вторых крайне неудачно совмещающий в себе одновременно и художественные отрывки, которые иллюстрировали-раскрывали отрывки из произведений Бабеля и поисками-хождениями по людям внука Бабеля Андрея. Понятно, что эти отрывки, наверно можно было стыковать, но тут совсем не тот случай. Практически два разных фильма были смонтированы в один без особой заботы о том, как это будет смотреться. Вообще, как это часто бывает с неигровым кино по поводу исторических событий или личностей не получилось «картинки», которую хотелось бы смотреть, которая запала бы в сердце и всплывала в памяти.
Есть, конечно, в-третьих и так далее. Смешно смотреть, как внук Бабеля общается с православным священником и видит в нем порядочного человека. Наивность прожившего большую часть жизни человека умиляет. Он даже не догадывается, что в России все даже средние иерархи православной церкви являются офицерами ФСБ, которая наследница НКВД казнившей его деда. Он же пытается строить контраст… Вот есть ФСБ, а вот есть Православие, не понимая, что православная церковь давно стала «политотделом» ФСБ. Андрею Бабелю не приходит в голову, что все теперь устроено именно так… У любого попа можно смело спрашивать в каком он звании и сколько водки и сигарет продал без таможенной очистки. Конечно, есть и честные попы, которые сами нет, но живут на деньги, которые добывают те, которые да.
Совсем не рассказано о жене и ребенке Бабеля, которые остались в Париже, зато шумно демонстрируется квартира в Киеве, где тот жил. Переделкино же показано, как сосредоточие мафиозных группировок. При этом нет никакого понимания, что это и есть основа жизни в России сейчас. Бабель талантливый писатель, человек прошедший горнило революции, мне напоминает героя фильма А.Рогожкина «Чекист», его противоречивый образ в фильме не получился. Мы видим импозантного внука, не простившую, но прожившую счастливую жизнь вдову и совсем не видим родителей.
Не знаю, для меня фигура Бабеля после этого фильма не стала понятнее и не стала ближе. Возможно я слишком много хочу, но получается какой-то информационный шум от всего этого и настроение не становится лучше.