Народный театра Чехии. Опера. А. Моцарт. "Don Giovani".

Народный театра Чехии. Опера. А. Моцарт. "Don Giovani".
05 апр 2017
Оцените материал
(108 голосов)

Посетил еще одну сцену Народного театра Праги. Послушал оперу Амадея Моцарта Дон Жуан. Опера произвела самое приятное впечатление, хотя, конечно, как и все оперы Моцарта не отличалась большой оригинальностью и новизной и конечно длилась несколько больше, чем способен выдержать даже такой любитель как я без жалоб.

Пение в Народном театре не в пример Большому театру поставлено хорошо и поэтому удовольствие растекалось по всему телу, примерно, как от бокала вина региона Рибера дель Дуэра, которым запиваешь рибай с прожаркой, которую я называю опаливание, а некоторые сырое мясо. Возможно это связано еще и с тем, сто опера шла на той самой площадке где состоялась ее премьера, которую готовил сам Моцарт. С тех самых пор спектакль не прерывался ни на один сезон.

Дон Жуан — это опера классического репертуара и трудно найти оперный театр где она бы не звучала. Совсем не давно мы рассказывали о впечатлениях от оперы «Дон Жуан» в МАМТе. Поэтому начнем со сравнений. Как обычно российский театр отличается богатыми декорациями и костюмами. При этом они смотрятся убого и пошло. Чешский спектакль обошелся без декораций и почти без костюмов, при этом он смотрится стильно и современно. Чешская культура явно финансируется меньше чем заслуживает, а в России мы имеем дело с избытком денег и не хваткой уж режиссеров точно. Если спектакль «Дон Жуан» в Народном театре Чехии идет практически в оформлении похожем на оформление Камерного академического музыкального театра им. Б.Покровского то в России есть только дорогущее оформление. Понятно, что музыкальная культура в России пока не сложилась и во времена Моцарта в Москве за музыку вешали, но хочется. Опять же безумно трогают отзывы россиян- им до Большого театра далеко, но такой красивый театр и туфельки одела! Трудно не вспомнить «Лестницу Якова» Людмилы Улицкой. Там Маша никак не может понять, как Яков узнает где хорошая музыка, а где нет. Деградация Большого театра уже не остановима, как и всей российской культуры, остается только радоваться премьерам типа «Идиот» Вайнберга в Большом- хотя стоит скорее горевать.

Иржи Гаек- Дон Жуан. Это имя звучит для любого чеха как Солнце, помните старика в пивной в «Невыносимой легкости бытия» М.Кундеры? Бывший дипломат, который рассказывал Терезе про то, кто такой ее инженер? Это он! Великий Иржи Гаек! Так звали одного из видных деятелей коммунистического режима, который яростно поддержал Пражскую Весну! Он был одним из трех (Вацлав Гавел и Ян Паточка) авторов великой Хартии-77. Наш Иржи Гаек скромее, он штатный солист театра, его баритон звучит практически во всех спектаклях театра. Особую известность он получил, выступая в исправительных заведениях и психиатрических лечебницах. Лауреат множества международных конкурсов. Кстати он поет Эскамильо в «Кармен», но я пока не слышал этой его роли.

Яна Кочеркова- Донна Анна. Очень красивая женщина, сильный голос- сопрано редкой красоты. В 2013 году она был удостоен ежегодной премии Opera Plus. Сейчас поет в театре еще партии Виолетты (Травиата) и Микаэлы (Кармен). Одна из самых перспективных певиц театра

Ричард Самек- Дон Оттавио. Родился в городе Тршебич, том самом где есть еврейский квартал памятник ЮНЕСКО. Тенор и как положено тенору большой модник. В Национальном театре в Праге поет партии в Родолфо (Богема), Исмаила (Набука), Кассио (Отелло), Князя (Русалка), Бельмонте (Похищение из Сераля), Тамино (Волшебная флейта). Много гастролирует.

Удивительно, но этот не самый сильный состав пел так, что три с половиной часа не было скучно совершенно. Взгляд не цеплялся к практически пустой сцене и было только впечатление от голоса и музыки. Не знаю можно ли давать таким образом другие оперы Моцарта, которые, например, как «Все женщин делают это…» потрясают количеством повторений. Но «Дон Жуан» получился и выслушал его с удовольствием, гораздо большим чем слушал костюмированное представление этой же оперы в МАМТе. Собственно, как и в истории с «Кармен» сравнение не в пользу российских театров.

Когда я решусь еще раз отправиться на многочасовые оперы? Трудно сказать, подвиг в виде выслушивания «Дон Карло» Верди я наверно больше не совершу. Но замечательный театр имени Б.Покровского неизменно радует своими оперными постановками и «Холстомер» Кобекина меня так вдохновил, что видимо мой роман с оперой не прекратится никогда. Правда стоит признать, что классический репертуар выслушивать в 3-5 раз становится очень и очень скучно.

Остается вспомнить слова Покровского о том, что если в мире будет звучать только опера- мир станет лучше. Не уверен…. Я бы уже посмотрел по всем каналам «Лебединое озеро» и желательно раза 3-4 как после смерти Брежнева с минимальными перерывами. Хотя это скорее политика, а не эстетика.

Прочитано 1810 раз Последнее изменение 06 апр 2017

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены