Более того это музыкально-вокальное сопровождение придает новые дополнительные смыслу танцу и наоборот, танец позволяет глубже понять содержание того, что поют. Безусловно тот факт, что пение происходило на польском и чешском языке не делала тексты понятнее. Правда, как почти везде в Чехии все дублируется на английском. Сочетание же текста на английском на экране и звуков, не чуждой чешской речи делает происходящее на сцене более понятным.
Хореографическая постановка, хотя я думаю, что можно смело называть ее балетом выдающегося хореографа Petra Zuski сделана под музыкальное сопровождение чешского певца Jaromira Nohavica и польской певицы Beat Bocek. Трудно не вспомнить балет Петера Зуски «Соло для трех», где в качестве музыкального сопровождения были выбраны песни бардов Бриля, Высоцкого и Крыля. Эти спектакли не похожи по хореографии, «Соло для двоих» более камерное, глубокое произведение, но характер музыкального сопровождения ставит их в один ряд. Что бы закончить тему музыкального сопровождения замечу, что оно имеет важное значение. Мужчина и женщина в начале поют на разных языках- он на чешском, а она на польском. Потом она начинает петь на чешском и через какое-то время он на польском. Только в конце пара обретает один общий язык. Это точно соответствует происходящему на сцене. Мы видим, как два человека- мужчина и женщина выстраивают отношения и как их пластические языки, в начале различные приходят в конце к некой гармонии. Причем именно пластические языки, не пластические образы- все сильно глубже и за, казалось бы, обычными пантомимами или стандартными балетными па скрывается сильно больше.
Спектакль строится из сцен, которые построены, как пластические образы иллюстрирующие песни. В некотором смысле не искушенный зритель мог воспринимать происходящее на сцене, как концерт бардовской песни с клипами. Спектакль идет два часа с одним антрактом, первая часть сильно длиннее второй. Количество сцен и их описание сделало бы мой рассказ еще более утомительным. Хотя я потратил много времени на изучение, после спектакля буклета-программы, где они подробно описаны. Не могу сказать, что этот спектакль именно того Петера Зуски, что я люблю. Для меня его творчество — это то, что он показывал в спектакле «Tremble», я вижу в Зуске хореографа, который продолжает Иржи Килиана, но не прямолинейно, а так, как Килиан продолжил Крэнко. Тем не менее я должен сказать, что спектакль «Соло для двоих» это последний спектакль, который Зуска поставил, как художественный руководитель Пражского Балета. Именно поэтому я и купил книгу «Три про одного» об этом выдающемся танцовщике и великом хореографе. Символично, что спектакль Питер Зуска посвятил своей жене Pavle уж она то хорошо знает, как не просто жить в режиме «Соло для двоих». Спектакль был вторым и на сцену Зуска не вышел. Будем надеяться, что он продолжит работать с Национальным Театром Чехии и это не просто фигура речи.
Писать о балете всегда трудно, хочется давать пространные и бессмысленные исторические справки, выискивать скандальные сцены потому, что балетной искусство плохо ложится в слова. Тут возможно и становится уместным именно бардовский язык, предельно простой, который превращает предельно сложное искусство танца в понятную вещь. Замечу, что в России подобный спектакль не возможен. Дело не столько в эротических подтекстах и порой откровенных, в плане движений сценах. Например, в России где клерикалы давно по факту отменили Конституцию, которая гарантирует светский характер государства была бы не возможна сцена с крестом. К счастью Чехия давно не живет в 16 веке, как Россия.
Стоит отметить прекрасную труппу. Зуска сделал настоящую, современную труппу, которая не ориентирована на звезд. Это то самое, что пока никак не удается в российском балете. Остается сказать, что режиссером спектакля был Jan Dusek. Это важно потому, что, например, в России обыватели настойчиво твердять, что запрещенный спектакль Большого театра «Нуреев» поставил К.Серебряников, а вот то, что его поставил хореограф Ю.Посохов знают не многие. Балетная культа Чехии сильно выше и тут никому не приходит в голову говорить, что балет делает режиссер.