Наверно, читатели помнят мое чудовищное неприятие оперы Моцарта «Так поступают все женщины» в Большом театре России. Могу заметить, что МАМТ смог поставить Моцарта не так. Наверно стоит признать, что это принципиально разные оперы и Моцарт в «Дон Жуане» гениален, чего нельзя сказать о спектакле «Так поступают все женщины». Напрашивается сравнение и с оперой «Каменный гость» Даргомыжского. Но тут сравнение не уместно- принципиально разный сюжет и принципиально разная музыка. Создатели либретто для оперы Моцарта ничего не знал о сталинском любимце Пушкине.
Наверно поэтому перескажу сюжет. Дон Жуан соблазняет Донну Анну и сталкивается с ее отцом- Командором, которого убивает. Донна Анна просит своего жениха Донна Оттавио убить Дон Жуана. Далее следует история соблазнения Церлины, на которой женится Мазетто. Соблазнение мешает дона Эльвира- брошенная жена Дон Жуана. Ну и Лопорелло используется для соблазнения служанки донны Эльвиры, которую по пути соблазняет сам. В итоге- Командор приходит из царства мертвых и забирает с собой Дон Жуана. Все это весело, многолюдно и довольно ярко. Если к этому добавить, что после смены гендиректора в МАМТЕ опять, как когда-то появился горячий жюльен, который я не мог попроовать из соображений кашрута- жизнь на спектакле прекрасна. Хотя, конечно зрелице более трех часов дается современному зрителю не просто.
Дирижировал оперой молодой Тимур Зангиев и делал это хорошо, оркестр под его управлением жил общей жизнью с певцами на сцене, а учитывая, что Моцарт весьма не прост сценически и продолжается опера 3 часа 30 минут это было трудно. Самое благоприятное впечатление, хорошая качественная работа и совершенно блестящее звучание.
Дон Жуан - Дмитрий Зуев не произвел особого впечатления своими вокальными подвигами, но как драматический актер был вполне на высоте.
Лопарелло - Денис Макаров тоже не вызвал у меня особых эмоций. Качественное пение, но тембр голоса совершенно обычный. Крепкий профессионал, но не обладающий чем-то особенным, что позволило бы ему сделать большее. Нельзя сказать, что он пел плохо, просто на фоне Оттавио и Командора его голос смотрелся несколько бледно.
Командор - Феликс Кудрявцев - три раза Браво Маэстро. Блестящий голос и прекрасное владение. Бас поразительной силы и красоты, главное украшение на сцене. Его арии не были слишком длинными, но каждый раз они дарили удовольствие, которое длилось.
Донна Анна - Мария Макеева. Прекрасное пение. Жаль только, что в отличие от коллег по сцене ноги она продемонстрировала всего один раз, а посмотреть там есть на что. Мне показалось, что она быстро уставала и ее арии были не одинаково хороши.
Донна Оттавио - Сергей Балашов. Ну тут что сказать- тенор, красавчик, выигрышная партия и воспользовался он всем этим сполна. Зал слушал его с замиранием и дамы в зале были готовы уступить ему вместо Донны Анны, которая все же отказала.
Донна Эльвира - Наталья Петрожицкая. Прекрасное пение, замечательная фигура не только ее ноги, но и ягодицы создавали на сцене соответствующий антураж.
Церлина Евгения Афанасьева. Ее ноги в белых чулках были прекрасны, хотя чулки часто сползали и стоило бы их подтягивать. Вокал показался несколько дребезжащим и не особенно ярким, хотя ноги во многом скрашивали ее пение.
Искрометное зрелище, яркая музыка, прекрасные декорации- опера должна быть именно такой. Моцарт не располагает к серьезным размышлениям, хотя «Ласковый май» я помню толкал девушек на глубинные переживания по поводу сироток оставшихся без ласки. Тут уж каждому свое. Лично я получил удовольствие.