Большой Театр России. Опера. М. Вайнберг. "Идиот".

Большой Театр России. Опера. М. Вайнберг. "Идиот".
05 апр 2017
Оцените материал
(126 голосов)

Посетил Большой театра России и послушал оперу Мечислава Вайнберга «Идиот». Опера шла на Новой сцене. Это премьерный спектакль. Интерес к операм современных композиторов в последнее время очень высок.

Если раньше репертуар был исключительно классический и изредка пробивались произведения социалистического реализма типа «колхозница в поле» то пока в России все еще возможно ставить современную музыку не только о героических буднях «Единой России», но и таких сомнительных авторов, как Достоевский или Вайнберг. Правда и тут не обошлось без ставшего типичным патриотизма. Имя Вайнберга преподнесено публике как политкорректное Мечислав, а звали нашего героя даже не Моисей, а просто Моше. Понятно, что в современной России при разгуле антисемитизма ничего другого сделать было нельзя, но это весьма показательно.

Моисей Соломонович Вайнберг- польский еврей, который, как и, например, Исак Башевис Зингер бежал от фашизма. Но Зингер бежал в Америку и получил нобелевскую премию, правда Семья Зингера бежала в Россию где и погибла в Казахских степях. Моше Вайнбергу удалось выжить и даже подружиться с Шостаковичем. Ареста правда он не избежал, но смерть Сталина спасла его. Судьба еврея в СССР понятна и типична, серьезный музыкант занимался тем, что сочинял музыку, но знали его по мелодиям к мультфильму «Винни Пух» и «Каникулы Бонифация». С другой стороны, большинство россиян никакой другой музыки все равно и не знают. Пример Шаинского другим наука. Но Вайнберг в отличие от Шаинского сидел не долго и поэтому писал серьезную музыку. Это не омузыке к фильму «Летят журавли». Моше Шломович написал восемь опер и два балета, не считая огромного корпуса струнных и фортепианных концертов и двух десятков симфоний. Сейчас идут две его оперы «Пассажирка»- премьера состоялась в МАМТе, сейчас спектакль идет в Большом театре Варшавы и в Бадене. Готовится постановка во театре Франкфурта на Майне. Вторая поставленная его опера- «Идиот». Наверно, это попытки российских деятелей культуры хоть как-то поспевать за Европой.

Дирижер постановщик- Михал Клауза (хорошо хоть не Михаил, в России любят такие штучки). Мои симпатии общеизвестны и конечно, я уверен, что будь на этом месте Владимир Аргонский звучало бы все несколько иначе и скорее всего лучше. Не случайно первый раз это произведение, правда с большими купюрами было поставлено в Камерном театре им. Б.Покровского. Равных этому явлению в российской музыке нет, я о театре. Хотя это все, конечно дело даже не вкуса, но понимания в том высоком смысле, который дается далеко не всем и не сразу. Возможно я ошибаюсь, возможно просто очень люблю Камерный театр им.Б.Покровского.

Князь Мышкин- Станислав Мостовой, Тенор большого театра. Он пел в спектакле Большого Театра России «Кармен» о котором мы рассказывали. Тенор в России, да и везде- любимцы публики и потенциал Мостового в этом смысле высок, хотя пока ему не дают главных партий, это в общем его дебют. Насколько он оправда станет ясно к 10 постановке. Понятно, что есть два состава и как не крути равнозначными они быть не могут.

Рогожин- Николай Казанский, один из главных басов Большого театра. Мы писали о спектакле Большого театра России «Пиковая дама» с его участием. Он много поет в Большом театре, и я собираюсь повторно послушать «Дон Паскуале», чтобы понять насколько он хорош в сравнении с европейскими гостями. С басами вообще все не просто.

Настасья Филипповна Мария Лобанова. Сопрано, которое мы все хорошо знаем по МАМТ. В трупе Большого театра только с 2016 года. Остается только надеяться, что она будет загружена и мы будем слышать ее чарующий голос.

Евгений Арье- режиссер. Для российского театра оперы и балета проблема режиссуры стоит очень остро. Нет режиссеров, нет хореографов, все печально. Дебют Евгения Арье мне кажется успешным. Хотя оперный формат в 3 часа звучания для современной публике тяжеловат, и я бы подумал о сокращении времени.

Сам спектакль на мой взгляд удался. Лично я ожидал иной музыки от друга Шостаковича, который писал в 90-е. Довольно мелодично все и Кобекин, например, звучит не в пример современнее. Хотя для оперы возможно это и есть правильное решение. По сути вы оказываетесь на классическом оперном спектакле, который сильно ближе к Чайковскому, чем в Стравинскому. Может быть стоило тщательнее поработать с либретто. Обидно, но многие арии звучат странновато из-за тяжелого языка Достоевского.

Прочитано 2603 раз Последнее изменение 06 апр 2017

1 Комментарий

  • Алиса Котова 14 фев 2018 написал Алиса Котова

    На самом деле очень странное сочетание - Достоевский и опера. Даже не представляется, как это можно соединить в одно произведение. Это скорее всего несочетаемые вещи. Но после пары минут понимаешь, что и режиссер, и декоаторы, и актеры постарались на славу. А после спектакля можно с уверенностью сказать, что эти вещи сочетаются и можно сделать прекрасную постановку.

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены