Народный театра Чехии. J. Adamek. "Новая Атлантида".

Народный театра Чехии. J. Adamek. "Новая Атлантида".
24 апр 2018
Оцените материал
(24 голосов)

Я наконец-то решился посетить драматический спектакль на чешском языке. Для этого была выбрана постановка «Nova Atlantida» режиссера Jiří Adámek по пьесе Jan Tošovský. Это произведение я смотрел на Новой сцене Национального театра Чехии, которая не такая большая, как историческая, но зато оборудована очень удобными стульями, а полукруглая форма зала позволяет видеть сцену одинаково хорошо почти везде. Я волновался потому, что субтитры на английском не предполагались.

Собственно, в опере все сопровождается на английском и чешстине, что дает возможность «сличая два языка» все понимать, но в опере, как правило и понимать ничего не нужно, а тут все держится только на слове. Как выяснилось волновался я, зря, но не потому, что хорошо знаю чешский. Просто пьеса представляет собой классическую антиутопию. Действие разворачивается на острове, где собрались дети и взрослые. Они готовят еду, прячутся от дождя, в общем живут. При этом взрослые периодически начинают говорить от имени разных известных людей например, Илона Маска, Трампа, Обамы, Сноудена, псевдоинтеллектуала Хомски и так далее. То, что говорят эти персонажи очень понятно, ничего неожиданного не происходит. В общем это были довольно скучные полтора часа.

Jiří Adámek- режиссер. Он учился режиссуре на кафедре альтернативного и кукольного театра на факультете театра AMU в Праге, где также окончил аспирантуру и защитил диссертацию. Его считают разработчиком особого типа театра, в который сочетает в себе музыкальнось, стильность и собый подход к языку. Прошел несколько стажировок во Франции и находится под влиянием французского постмодернистского музыкального театра. В чем он признался в своей книге «Театральный мюзикл», которая вышла в свет 2011 году. Лауреат многочисленных европейских театральных премий. Первый спектакль, который он поставил на сцене Национального театра Чехии была пьеса «После бархата», драматург, как и в «Nova Atlantida» Jan Tošovský. Это произведение, основанное на колонках журналиста Ивана Лампера, опубликованных с 1992 по 2011 год, они публиковались на последней странице журнала «Respekt». Премьера состоялась в 2011 году. Спектакль «Nova Atlantida» его следующий шаг.

Jan Tošovský – драматург. Специализировался по исламской теологии на факультете философии и драматургии в ДАМУ. В 2008-11 годах работал, как переводчик и драматург для театра в Либереце. Он переводил с английского, французского и немецкого. Для Национального театра Чехии он перевел Брехта. На его счету работа более чем в десяти театральных проектах.

Рассказывать о чешских драматических актерах я пока не буду, пусть накопится материал в моем воспаленном сознании. Замечу только, что или это особенность театра чешского или этой пьесы и драматургии, и режиссуры, но мне показалось, что актеры в театре больше внимания уделяют декламации со сцены нежели передаче или проживанию эмоций.

Я совершенно очарован чешским балетом. Постановка Питера Зуски «Ромео и Джульетта», как и его потрясающие «Соло для двух» и «Соло для трех» и «Tremble» живут в моей памяти, и я не могу себе представить теперь балет без этого. Не могу не восхищаться и чешской оперой. Но для драматического спектакля все же нужен совсем другой, отличный от моего нулевого чешский язык. Увы мне очевидно придется его выучить. Слишком мало оперы и балета в Праге, а Вена как не крути, даже при учете новой трассы не будет доступной скататься на вечерок- 300 километров это не мало.

Я в общем не люблю антиутопий, хотя Замятин долго владел моим воображением, не только романом «Мы» но и блестящими зарисовками из жизни «Воронежа» в общем тогда я и начал понимать, что такое Россиия. Конечно, можно ссылаться на то, что в 1861 году в России отменили рабство, а в это же время в Чехии ввели обязательное страхование всех работников и эти два мира очень разные… Но у меня одна жизнь и мне очень жаль… Я проникся творческой идеей большого режиссера Бородина и тем, что он сделал из РАМТ «берег утопий», но все же я, как Герцен выбираю свободу. Свобода — это всегда не Россия. Мне очень жаль.

Нам остается ждать, когда пойдет холодный термоядерный синтез или мир найдет другой источник энергии, кроме российской нефти и газа или хотя бы человечество уничтожит салафитов и Асада и проложит трубу через Сирию. Тогда Россия получи эмбарго, кончится еда и может быть лет через 20 население, которое, конечно будет массово убивать ФСБ взбунтуется и снова захочет покупать колбасу и хлеб без талонов и очереди… Но пока «Мы» живем в «1984» и в общем антиутопии это не весело.

Прочитано 179 раз Последнее изменение 27 апр 2018

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены