И. Бергман. "Око дьявола".

И. Бергман. "Око дьявола".
03 апр 2017
Оцените материал
(110 голосов)

Пересмотрел фильм Ингмара Бергмана «Око Дьявола» (1960). Это черно-белый фильм с незатейливым сюжетом, который Бергман был вынужден снимать исключительно денег ради. Сказать, что получилось плохо я не могу, как и назвать этот фильм шедевром. Фильм отличается еще и тем, что он короткий и оттого смотрится довольно приятно.

Тот факт, что на афише заявлена комедия и продвигали фильм именно под этим соусом не должен вас обмануть. Бергман не снимает комедий и если у него получилась комедия, то только в представлении отдельных зрителей. Мне фильм не показался комедией совсем и даже Поппе, который в общем может сделать все комедией тут не при чем. «Седьмая печать», например, гораздо смешнее, но комедией ее даже я в слух не называю.

Почему я стал смотреть именно этот фильм, хотя пока не пересматривал настоящие шедевры? Можно было бы придумать что-нибудь типа хотел посмотреть, как Биби Андерсон, которая в «Седьмое печати» была женой Нильса Поппе стала его дочерью. Но это совсем не так. Скорее просто тема «Дон Жуана» навеяна оперой Моцарта, которую я прослушал за короткий промежуток дважды в МАМТе и Народном театре Чехии уже как «Don Giovani». Меня удивляет с каким легкомыслием и не понимание люди относятся к судьбе этого человека. Пушки в общем не далеко от них ушел и рассказ историю еще хуже, чем в оригинале, возможно он плохо владел языками и его перевод вышел корявым он сделал трагедию, но трагедию не того и не о том, что в прочем уже проблема не языка, а понимания.

Для меня подлинный трагический персонаж, который бросает вызов потустороннему, отказывается от суеверий и религиозных поделок сам Дон Жуан. Я вижу в Дон Жуане нежно любимого мною картезианца Рене Декарта! Человека, который открыл миру рациональный метод постижения действительности. Его отравили за роман с молоденькой королевой… В общем для меня Дон Жуан фигура полная боли и трагизма оболганная и не понятая тупым окружением. Все эти трусливые лицемеры Доны Оттавио и малолетние шлюшки Донны Анны не заслуживают даже обсуждения и тем более сочувствия. Командор же вообще фигура надуманная и отвратительная, лезть в дела своей дочери глупо, а в варианте Пушкина жены тем более- не можешь сам жену удовлетворить, уж имей достаточно ума (старайся, как только можешь верить и не видеть), чтобы не видеть, как это делают другие.

Сюжет фильма просто. Все начинается и ирландской поговорки- непорочность юной девы- ячмень на глазу дьявола. Далее нам демонстрируют дьявола и его слуг. Ячмень на глазу не дает покоя обаятельному дьяволу, и он бросает лучшие силы- Дон Жуана на немедленное соблазнение красотки. Причем не одного, а с верным слугой. Оказавшись на Земле после долгого нахождения в преисподней, они начинают действовать. Слуга легко соблазняет мать нашей девы, практически с помощью ее мужа- викария. Это интересный такой момент. Викария изображает комический персонаж и он в общем не проходимо глуп. Отец Бергмана был священником, я ничего не хочу сказать, Бергман сам все сказа о папаше… С дочерью сложнее! Она влюблена в своего будущего мужа и…

Легко целуется со всеми подряд потому, что надо довести число до 50 перед свадьбой. Эта добрая девушка готова отдаться Дон Жуану, но только из сострадания. Мы мужчины хорошо знаем, как это бывает. Самый простой способ раздвигания женских ног — это конечно жалость, если забыть о деньгах. Но из жалости соблазнение не считается, в преисподней технический половой акт оставляет девушку девственной. Наш Дон Жуан совершает усилие над собой и использует самый убойный способ соблазнения- влюбиться. Влюбившись в девушку соблазнить ее совсем не трудно, но эксперимент прерван и всех отзывают назад в преисподнюю.

У дьявола заплывший глаз, Дон Жуан страдает от любви… Но есть важнейший институт ада и имя ему БРАК. Наша невинность идет под венец! Вот тут-то все и случается, она, конечно изменяет своему мужу потому, что любовь Дон Жуана открывает в ней чувственность. Ячмень проходит. Дон Жуан наказан сном в реальности на 300 лет, а зрителю кидают сахарную кость в виде последней сцены, где наша невинность с кем?

Вот для ответа на этот вопрос, а также для того, чтобы увидеть, что может сделать великий режиссер с дурацким сюжетом на тему, которая еще во времена Моцарта были избитой и стоит посмотреть этот фильм. Ну и конечно «Око Дьявола» это прекрасная иллюстрация к тому, что брак самый надежный инструмент преисподней и служит только тому, чтобы делать из людей грешников. Я далек от христианства и его понимания греха, но этот милый и верный тезис несомненно настоящее сокровище. В моих глазах уже за один этот тезис Бергман полностью оправдан.

Прочитано 2886 раз Последнее изменение 06 апр 2017
Другие материалы в этой категории: « Ж. Энрико. "Полетта". И. Бергман. "Лицом к лицу". »

5 комментарии

  • Алиса Котова 17 мая 2018 написал Алиса Котова

    Да... это не то, что ожидаешь от Бергмана. Но, как говорится, талант - везде талант. И может быстро переквалифицироваться из фильмов достаточно сложных и глубоких на комедии, которые приятно смотреть.
    Может быть это и не комедия. То есть не то, что мы привыкли понимать под комедией, но это приятный фильм. Можно даже под него расслабиться и скоротать свое время.

    Пожаловаться
  • Юрий Фролов 12 мая 2017 написал Юрий Фролов

    Ох уж эта Биби Андерсон... Такую красотку и талант...и как я мог упустить, когда поглощал фильмы "Арн: Рыцарь Тамплиер" "Арн2: Королевство в конце пути"
    Она играла там уже мать Риккисса и ее статность и красота не отошла. Я так могу говорить только от того. что посмотрел чуть ли не все фильмы, в которых она снималась. Конечно же все будут вспоминать в первую очередь фильм "Персона", потом может быть фильм "Земляничная поляна" ..это самые ранние работы... на дворе драма и 57й год. И это первый фильм, где приглянулась она мне. Ну а дальше "Седьмая печать" и "Остров".
    В поддержку к фильму "Постель для брата и сестры" скажу одно - она хороша, до последнего кадра, ну или не совсем до последнего...дальше только звуки были, но и они от природы своей прекрасны. Можете с легкостью именно этот фильм начать смотреть. А дальше как многие скажут вам, "кино либо ваше , либо дальше кашу".

    Пожаловаться
  • Fellini 04 мая 2017 написал Fellini

    Бергмана отношу к редкой породе кинорежиссеров. Все его фильмы слажены и четко продуманы. Так же он обладает взглядом фотографа. Еще ни в одном фильме, который я посмотрел, Бергман не упустил возможность подчеркнуть красоту жестов, тонкости овала лица, красоту раннего утра, когда еще все спят, а до рассвета двадцатиминутный перерыв и любовники еще томятся в ласках. Луна...не раз уделял ей место в кадре.
    ____
    Прочтя отзывы выше, способен поддержать и поддерживаю некого /Yakov Mnevich/ за рекомендованный список фильмов. Один из них смотрел совсем недавно и это 3) по счету: "Постель для брата и сестры". Название страшит по началу, но это шведское кино. По названию ориентироваться бесполезно. Только по актерскому составу, который мало что может сказать, да и мало кому. Не прибедняю никого, просто правда. Фильм этот состоит в основном из диалогов о прощении, о наказании, о милосердии. Бергман верил только в наказание, а все остальное удовольствия ради. Только ему теперь все это известно. По мнению одного героя, после смерти нет ничего, только ровная гладь вод. Кто знает.......но не мы.

    Пожаловаться
  • Yakov Mnevich 03 мая 2017 написал Yakov Mnevich

    Ярл Кулле, Биби Андерссон, Гертруд Фрид,
    Стиг Яррель, Нильс Поппе, Гуннар Шёберг,
    Георг Фюнквист и многие другие заметные актеры.

    Ярл Кулле - шведский актер, сумевший внести свою долю в общую историю шведского кино,а история не простая, но и не самобытна. фильмы с его участием, смотреть которые обязательно стоит,даже если вы не знаете его:
    1) Фанни и Александр/
    Fanny och Alexander, 1982
    (история семьи, глазами детей, впечатлит и расширит видение)
    2) Милое семейство/
    Den kære familie, 1962 (комедия 60--х о заботах богатого купца и о его дочерях, которых надо выдать замуж за выгодные партии. Но поправка на младшую дочь)
    3) Постель для брата и сестры (действия 18 века, Швеция. Брат вернувшись вступает в связь с сестрой. которая на пути к заключению брака. Но она забеременела, а брат оставляет ее на один с ее же проблемами. Этот фильм открывает 1782 год. Это интересный год. хруст, черно-белое кино. Нравится

    Пожаловаться
  • Nastya Kolesnikova 12 апр 2017 написал Nastya Kolesnikova

    Дон Жуан ( pardonte mua../если по-испански - Дон Хуан) вразумился в обличье, не без высшего вмешательства...ибо одно без другого не может; ибо где светло,так и темно, ибо гле звезды горят, там же и гаснут, но возрождение и преобразование во Вселенной бесконечно, ибо Время - единственный измеритель, по которому можно и нужно ориентироваться.
    Око дьявола
    Djävulens öga,/Око дьявола / Djavulens oga/ Швеция.?ется склонить к себе милую Биби Андерсон. А всё почему?

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены