Фильм снимается по сути в том же антураже, что и фильм «Стыд». Интересно, что и герои те же Лив Ульман и Макс фон Зюдов и они, как не трудно догадаться являются семейной парой. Ситуация в которой оказываются герои менее драматична, чем в фильме «Стыд», однако, от этого напряжение в отношениях мужчина и женщина, который и составляют основу всего творчества Бергмана не меньше. Почему гениальное кино не получила фестивальной истории? Это меня вообще мало занимает- признание штука случайная и не имеющая никакого отношения ни к таланту, ни к труду. В фильме впервые используют прямы интервью с актерами по поводу роли, которую они играют. Потом этот прием им широко используется, но кажется, что он не отделяет реальность от игры, а наоборот делает игру больше реальностью, чем то, что реальностью представляется.
Актёрский состав, наверно можно назвать лучшим из возможных. Лив Ульман одна из главных актрис Ингмара Бергмана, а возможно и женщин и скорее главная. Все ее награды и номинации, как актерские, так и режиссерские не могут сравниться с этим титулом. Перечислим фильмы Бергмана о которых мы писали и где она снималась: «Персона», «Час волка», «Стыд», «Страсть». «Шепоты и крики», «Лицом к лицу», «Змеиное яйцо», «Осенняя соната». Конечно мы расскажем о «Сценах супружеской жизни» и «Сарабанде», но пока я не могу, боюсь смотреть эти картины. Макс фон Зюдов он кстати играл в нескольких фильмах Яна Труэля вместе с Лив Ульман, хотя, конечно «Персона», «Час волка», «Стыд», «Страсть» делают их просто «парой, мужчиной и женщиной». Макс фон Зюдов был найден Бергманом в самом начале своей карьеры, он играет в «Земляничная поляна» и «Седьмой печати», «У истоков жизни», «Сквозь мутное стекло», «Лицо», «Девичий источник». Потом в «Причастии» и в конце в «Прикосновение». Этот актер начал играть еще и Биби Андерсон и сыграл с ней на 4 фильма больше чем с Лив Ульман. Эрлан Юзефсон, как не странно сыграл в большем количестве фильмов с Лив Ульман, чем Макс фон Зюдов и все же он меньше ее мужчина в моих глазах. Хотя их главные совместные работы в «Лицом к лицу», и в «Сценах супружеской жизни» и в «Сарабанда» гениальны. Появился он у Бергмана еще в ранней картине «Дождь над нашей любовью». Забавно, что фильм где его снимала Лив Ульман, как режиссер называется «Неверная».
Сюжет фильма такой. На острове в уединении проживает Андреас Винкельман (герой Макса фон Сюдова). Он живет уединенно, пытается прийти в себя после проблем с законом. Он совершил нападение на полицейского в пьяном виде. Его уединенность скрашивает самая красивая женщина на острове Эва Вергерус (героиня Биби Андерсон). Ее муж Элис Вергерус преуспевающий архитектор, много путешествует и понимает, что его жена все время ему изменяет, как правило делает это она с мужчинами своей подруги Анны Фромм (героиня Лив Ульман). Эта Анна Фромм в результате входит в жизнь Винкельмана и остается там навсегда. Построение взаимоотношений, возникновение любви и страсти между мужчиной и женщиной и составляет основу фильма.
Фильм показался мне похожим на фильм «Доверие обязывает» Иштвана Сабо, там правда драматические обстоятельства соединяют мужчину и женщину. Тут мы видим историю тихую и спокойную. Понятно, что в этом фильме нам показывают начало того, что могло стать прологом к фильму «Стыд». История фильма «Страсти» скорее тихая и тягучая потому, что страсть понимаемых христианством не имеет ничего общего с тем, что нам показывают. Нам показывают вечную историю мужчины и женщины. Трудно забыть глаза Лив Ульман в последние минуты фильма, когда она хочет просить прощение и отвергается мужчиной… Трудно не сказать, что слова в конце «в этот раз его звали Андеас Винкельман» не относятся к каждому, как и то, что потом слово конец, которое в шведском созвучно с английским шлюха не относятся к каждой женщине.
Безумно трудно, если, вообще возможно будучи мужчиной поверить женщине. Фильм о том, кто вера эта возможна только в минуты страсти и является выдающимся даром.
Приятные бонусы слова героини Биби Андерсон о том, что кто-то выпустил из нас жизнь. Ну и главное, слова Винкельмана «Свобода яд для униженых». Большинство людей не знают, что это такое. Это я могу отнести к себе, а пример Улюкаева делает эти слова универсальной формулой. Из минусов сцены убитых животных и отсутствие в кадре груди Лив Ульман, замена есть, но весьма слабая. Уж простите меня за такой финал. Это, конечно от того, что мне больно, каждый раз больно.