Сюжет фильма довольно простой и совсем не занятный. Некая труппа театра, который называется «Магический театр Фоглера» перемещается по лесу. В лесу Доктор Фоглер- герой Макса фон Зюдова (мы писали о фильмах И.Бергмана с его участием «Седьмая печать», «Девичий источник» и, например, о фильме М.Скорсезе «Остров проклятых») встречают толи полумертвого, толи совсем пьяного актера, который имеет фамилию в переводе на русский Зеркало и подбирает его. В карете помимо доктора Фоглера находится его жена, героиня Игрид Тулин (мы писали о фильмах И Бергмана: «Причастие», «Шепоты и крики», «Молчание», «Земляничная поляна» с ее участием), которая переодета в мужчину. По прибытию в новый город их доставляют в дом консула и унизительно допрашивают, выставляя требование устроить пробное выступления и подтвердить или опровергнуть свое мастерство. Особенно в этом усердствует доктор Вергериус- герой Гуннар Бьернстранд (Мы рассказывали о фильмах И.Бергмана с его участием «Земляничная поляна», «Персона», «Седьмая печать»), кроме прочего он еще и ухаживает за героиней Игрид Тулин разоблачив ее как женщину. Тут трудно его упрекнуть, ибо хороша она необыкновенно, не случайно даже гомосексуалист Висконти снял ее в «Гибели богов». По итогам выступления становится ясно, что доктор Вергериус посрамлен. Правда ему удается на некоторое время почувствовать вкус победы. Театра пытается бежать, но разваливается. Старушка, торгующая снадобьями героиня Найма Вифстранд (мы писали о ее ролях в фильмах И.Бергмана: «Час волка», «Земляничная поляна»), покидает героев. Их менеджер поступает в сексуальные слуги к кухарке в доме. Правда героиня Биби Андерсон («Седьмая печать», «Земляничная поляна», «Персона»…) готова присоединиться к трупе. Все рады их отъезду потому, что никто не хочет разбираться с тем, что они показали, а показали они много из того, что объяснить наука не может. Но тут налет полиции! Все жду ареста. Однако, трупу требуют немедленно доставить в королевский дворец для выступления. Триумф и так жаль их менеджера… Кухарка опять повела его в спальню для утех.
За этим не замысловатым сюжетом скрывается то, что называется кино. Когда изображение и действие на экране первично, а сюжет если и имеет какой-то смысл, то только вспомогательный. Сюжет в данном случае досадная необходимость. Завтрак может быть необходимостью, но может стать и праздником. Кино, в котором за сюжетом нет больше ничего не сюжет, если есть актерская игра уже хорошо, но Бергман потому и велик, что даже гениальная актерская игра не главное. Что главное тогда?
Главное то самое впечатление, что остается у зрителя. Именно в этом впечатлении и живет кино. Скорое кино умрет потому, что зрителей не остается и ему негде жить. Целлулоидному Голливуду зритель не нужен, ему достаточно сюжетов. Для Бергмана все совсем иначе. Что же за впечатление остается от просмотра? Лицо зеркало души? Таинственный доктор Фоглер в начале влечет к себе богатенькую барышню, жену Консула, которая его соблазняет. Она пуста и поверхностна, не смотря на страдания. Как только лицо Зюдова лишается бороды и таинственности она его уже не желает знать, хотя он и доказал, воскреснув из мертвых свою настоящую силу. Важно ли, что актер по имени Зеркало был вскрыт и его приняли за «лицо» Макса фон Зюдова- доктора Фоглера? Знают ли люди хоть что-то о мире и других людях или они просто, как зеркало отражают их в себе? Не это ли имел ввиду Филип Рот в романе «Клеймо человеческое»?
Я не люблю рассуждать о произведениях такого уровня потому, что любой анализ разрушает целостность впечатления, а нет ничего важнее это впечатления. Данные проект, скорее просто маленькие маркеры впечатления, способ их консервации, причем скорее для себя на то Будущее, которое возможно никогда и не наступит. Фильм И.Бергмана «Лицо» одно из таких впечатлений.