И. Бергман. "Лицо".

И. Бергман. "Лицо".
18 июль 2017
Оцените материал
(118 голосов)

Пересмотрел фильм гениального режиссера Ингмара Бергмана «Лицо» (1958). В главных ролях: Макс фон Зюдов, Ингрид Тулин, Гуннар Бьернстранд, Биби Андерсон, Найма Вифстранд. Фильм получил специальный приз Венецианского кинофестиваля и был номинирован на премию «BAFTA» в категории лучший фильм. Это признанная классика Бергмана, фильм, который так или иначе смотрит каждый, кто интересуется не только историей кино или творчеством Бергмана, но и просто желающий находиться в контексте современной культуры. Это с одной стороны настоящее сюжетное кино, которое просто интересно смотреть, с другой стороны богатая почва для разнообразных критиков. От критиков кино, до психоаналитиков, а уж в контексте творчества самого Бергмана в этом фильме можно увидеть так много всего, что, если тратить 2-3 часа в день на описание потребуется несколько жизней.

Сюжет фильма довольно простой и совсем не занятный. Некая труппа театра, который называется «Магический театр Фоглера» перемещается по лесу. В лесу Доктор Фоглер- герой Макса фон Зюдова (мы писали о фильмах И.Бергмана с его участием «Седьмая печать», «Девичий источник» и, например, о фильме М.Скорсезе «Остров проклятых») встречают толи полумертвого, толи совсем пьяного актера, который имеет фамилию в переводе на русский Зеркало и подбирает его. В карете помимо доктора Фоглера находится его жена, героиня Игрид Тулин (мы писали о фильмах И Бергмана: «Причастие», «Шепоты и крики», «Молчание», «Земляничная поляна» с ее участием), которая переодета в мужчину. По прибытию в новый город их доставляют в дом консула и унизительно допрашивают, выставляя требование устроить пробное выступления и подтвердить или опровергнуть свое мастерство. Особенно в этом усердствует доктор Вергериус- герой Гуннар Бьернстранд (Мы рассказывали о фильмах И.Бергмана с его участием «Земляничная поляна», «Персона», «Седьмая печать»), кроме прочего он еще и ухаживает за героиней Игрид Тулин разоблачив ее как женщину. Тут трудно его упрекнуть, ибо хороша она необыкновенно, не случайно даже гомосексуалист Висконти снял ее в «Гибели богов». По итогам выступления становится ясно, что доктор Вергериус посрамлен. Правда ему удается на некоторое время почувствовать вкус победы. Театра пытается бежать, но разваливается. Старушка, торгующая снадобьями героиня Найма Вифстранд (мы писали о ее ролях в фильмах И.Бергмана: «Час волка», «Земляничная поляна»), покидает героев. Их менеджер поступает в сексуальные слуги к кухарке в доме. Правда героиня Биби Андерсон («Седьмая печать», «Земляничная поляна», «Персона»…) готова присоединиться к трупе. Все рады их отъезду потому, что никто не хочет разбираться с тем, что они показали, а показали они много из того, что объяснить наука не может. Но тут налет полиции! Все жду ареста. Однако, трупу требуют немедленно доставить в королевский дворец для выступления. Триумф и так жаль их менеджера… Кухарка опять повела его в спальню для утех.

За этим не замысловатым сюжетом скрывается то, что называется кино. Когда изображение и действие на экране первично, а сюжет если и имеет какой-то смысл, то только вспомогательный. Сюжет в данном случае досадная необходимость. Завтрак может быть необходимостью, но может стать и праздником. Кино, в котором за сюжетом нет больше ничего не сюжет, если есть актерская игра уже хорошо, но Бергман потому и велик, что даже гениальная актерская игра не главное. Что главное тогда?

Главное то самое впечатление, что остается у зрителя. Именно в этом впечатлении и живет кино. Скорое кино умрет потому, что зрителей не остается и ему негде жить. Целлулоидному Голливуду зритель не нужен, ему достаточно сюжетов. Для Бергмана все совсем иначе. Что же за впечатление остается от просмотра? Лицо зеркало души? Таинственный доктор Фоглер в начале влечет к себе богатенькую барышню, жену Консула, которая его соблазняет. Она пуста и поверхностна, не смотря на страдания. Как только лицо Зюдова лишается бороды и таинственности она его уже не желает знать, хотя он и доказал, воскреснув из мертвых свою настоящую силу. Важно ли, что актер по имени Зеркало был вскрыт и его приняли за «лицо» Макса фон Зюдова- доктора Фоглера? Знают ли люди хоть что-то о мире и других людях или они просто, как зеркало отражают их в себе? Не это ли имел ввиду Филип Рот в романе «Клеймо человеческое»?

Я не люблю рассуждать о произведениях такого уровня потому, что любой анализ разрушает целостность впечатления, а нет ничего важнее это впечатления. Данные проект, скорее просто маленькие маркеры впечатления, способ их консервации, причем скорее для себя на то Будущее, которое возможно никогда и не наступит. Фильм И.Бергмана «Лицо» одно из таких впечатлений.

Прочитано 4779 раз Последнее изменение 24 июль 2017

1 Комментарий

  • Анатолийya Вахрушев 15 авг 2017 написал Анатолийya Вахрушев

    Швеция!
    Бергман!
    Киномастер!
    Все топовые фильмы made in Sverige и весь успех, что несет маленькое. носильное государство скандинавского полуострова, обязана только Ингмару Бергману. Всё, с восторженными летописями о режиссера закончились. Кто знает, тот слушает и ест@
    «Spine-Chilling! Suspenseful! Mind Shattering!» Что еще нужно, чтобы заранее предугадать фильм, от которого ждать чего то плохого не получится! Да, я из таких ребят, что не будут тратить время на пустую болтавню о том, что выживут только любовники, и что Джим Джармуш оставил за собой право быть на виду. Это я о наболевшем, ну потому не понимаю никак этого американского режиссера с его "Кофе и сигареты"! Я прям совсем совсем в негатив от этого фильма........ классные актеры
    - Стив Бушеми,
    -Кейт Бланшетт,
    - Альфред Молина, и их невероятные глубокие суждения о жизни.. Наверное мне просто не нравится кофе и не нравятся сигареты.

    Фильм "Лицо" потряс. Это как подойти к Лицу Того Самого и спросить, но оно молчит.

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены