Фильм не простой, например на Каннском кинофестивале, где была его премьера вместе с фильмом А. Балабанова «Про уродов и людей» (тоже к стати черно-белым, вернее в сепии). Фильм номинировали на Золотую Пальмовую Ветвь, но критики устроили парад пустых кресел только, что не освистали. Потом правда были извинения и признание, но факт остается фактом. Фильмы Германа никогда не были простыми, а этот не просто снимался семь лет, этот должен был стать финалом жизни. Тогда уже было понятно, что не снимет Герман Старший «Трудно быть Богом». Настолько многоплановых и виртуозно созданных фильмов я не видел. Часто сравнивают Германа с Бергманом, я люблю Бергмана и посмотрел все его фильмы. Наверно питерская суровость Германа близка к скандинавской Бергмана. Но это ничего не значит. Такого кадра, когда каждый сантиметр пленки может быть превращен в интереснейшую фотографию, которую можно рассматривать часами и находить все новые детали нет ни у кого.
Над фильмом работали
Алексей Герман - режиссер. Один из самых известных и порядочных режиссеров России. Пример Михалковым и прочим говорухино-бортко. Фильмы Германа последних лет типа «Мании Жизель» или «Прибытие поезда»- безусловный вклад в историю кино, это работа на будущие поколения и на то, что принято называть киноискусством. Хотя и его советские работы типа «Двадцать дней без войны», «Проверка на дорогах» или «Мой друг Иван Лапшин» адресованы миру и вполне могли бы как «Летят Журавли», но судьба у каждого своя.
Юрий Цурило. Играл в фильме «Дурак» и снимался у Хотиненко в фильме «Поп». Наверно его творческая судьба могла бы быть ярче, но снятся у Германа в главной роли, хотя если и есть кино, где актеры третичны то это кино Германа.
Нина Русланова - одна из самых известных советских актрис. Снималась в культовых «Возвращение Будулая» и «Цыган» и «Тени исчезают в полдень». В «Собачьем сердце постыдного Бортко и конечно в фильме Германа «Мой друг Иван Лапшин».
Михаил Дементьев. Большим актером так и не стал. В кино играл разве, что в сериале «Штрафбат». В фильме «Хрусталев машину» сыграл сына генерала. По некоторым свидетельствам именно с ним и ассоциировал себя режиссер.
Сюжет фильма вопрос сложный. В центре судьба генерала медицинской службы. Он работает в госпитале в последние дни жизни чудовища Сталина. В самый разгар дела врачей. Живет в странной квартире, которая населена огромным количеством странных жильцов. Пьет столько, что когда встречает двойника самого себя задумывается, не от алкоголя ли это? Понятно, что двойники любимые игрушки дикторов, вон и Путин развлекается по полной, не исключаю, что есть двойники и всех членов его кабинета. Двойник хорош тем, что дает показания и кается. Ворует саму личность человека и является верхом государственной подлости. Живешь в России, даже саму твою личность могут украсть. Будь готов.
Генерала все же арестовывают. После пыток отдают зекам и те банально насилуют его в жопу. Что ж еще ждать доктору от народа, который он лечил. Но тираны мрут и даже Путин, если повезет стране умрет. Нашего генерала приводят к постели Сталина и тот видит, как эта гадина подыхает. Берия же произносит фразу, которая стала названием фильма «Хрусталев Машину». Генерал е наш освобождается, но не верит в то, что в России можно жить. Он уходит в народ и становится комендантом поезда, мы видим его блатным со стаканам бормотухи на голове.
Это великое кино, которое через столетия расскажет об России миру и будем надеяться мир вздохнет с облегчением по поводу того, что ее не стало.