Достоевский очень популярен на западе, как мне кажется из-за того, что все его романы примитивны и схематичны, а поэтому хорошо переводятся и понятны тем, для кого русский не родной. У Достоевского не найти образности и художественной правды великого Тургенева, он весь «как махать кулаками после драки», но может быть поэтому так и любим. Справедливости ради, стоит заметить, что его произведения типа «Бедные люди», «Белые ночи», «Неточка Незванова» с самого детства преследовали меня в виде радиопостановок, вовремя болезни гриппом. Возможно жестокая ангина постигла меня не только в следствии жизненных проблем, но и в следствии просмотра этого фильма. Напомню сюжет. История проста- девушка влюбилась, но ее возлюбленный, как это бывает с российскими мужчинами на год уехал и назаначил ей встречу через год на мосту. В какнун его приезда девушка влюбляется, примерно на сутки и одинокого и прекрасного человека- героя Марчелло Мастроянни. Но потом ее возлюбленный объявляется- герой Жана Маре и барышня к нему убегает. Герою остается только хранить в памяти образ милой героини Марии Шелл. Лукино Висконти определенно не любил женщин в силу своей сексуальной ориентации и определенно любил Россию в силу того, что представлял собой отпрыска Савойской аристократии. Собственно, так возникло великое кино…
Над фильмом работали:
Лукино Висконти- режиссер, чей вклад в кино трудно переоценить. Мы рассказывали о его фильмах- «Смерть в Венеции», «Людовик», «Невинный», «Созвездие большой медведицы», «Самая красивая», «Семейный портрет в интерьере». Рассказ наш будет продолжен.
Мария Шелл, через год после съемок в фильме «Белые ночи», она снималась в фильме «Братья Карамазовы» по роману Достоевского у режиссера Р.Брукс. С Висконти она больше не работала. Получила «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале в разделе «Особое упоминание за фильм режиссера Койтнер «Последний мост». За фильм Клеман «Жервеза» кубок Вольпи и «Золотого венецианского льва».
Марчелло Мастроянни, общепризнанная легенда итальянского кино. Мы рассказывали о его ролях в фильмах «История Пьеры» и «Не трогай белую женщину», «Большая жратва» режиссера Марко Ферерри и о фильмах режиссеров Дино Ризи «Призрак любви» и Эторе Скола «Необычный день».
Жан Маре. Он получил «Почетный Сезар» и было за что. Долгие годы он оставался символом кино французского и по сути, это Марчелло Мастроянни лет на 15 старше, другая эпохи и другие герои.
Фильм не производит какого-то особенно впечатления, но для своего времени, возможно это большой прорыв. Перенести героев Достоевского во времена бурных шестидесятых годов — это в общем находка, как фильм «Не трогай белую женщину» Феррери, где перемешаны столетия и эпохи. Танец в кафе, где Мастроянни пытается нелепо повторят танцевальные движения набирающего популярность рок-н-ролла и нежные и трогательные попытки Натальи- героини Марии Шелл делать тоже самое трогательны и невероятно задевают. Люди, который вдруг перестают жить только тем, что они определили, как долг вообще невероятно трогательны. Собственно, как и те, что вдруг поверили, что могут быть счастливыми.
Герой Мастроянни готов считать свою жизнь счастливой, ведь ему несколько мгновений казалось, что девушка, которую он полюбил любит его. Важно ли, что девушка эта идиотка и ее легкомысленность может только удивлять? Хотя она год преданно и верно ждала. Трудно осуждать, еще труднее согласиться. Нет, я не хотел бы стать героем подобной истории, мне трудно представить себя в роли столь легкомысленного человека. Но я понимаю, что поддавшись течению своих чувств можно прожить сотню жизней за одну свою. Когда-то я очень хотел прожить много жизней, а теперь… Даже теперь я часто думаю, что было бы обидно отправиться в Ганейден уже сейчас, когда миру остается еще 222 года, я мечтал бы родиться еще пару раз и посмотреть финал. Шана Тов! Поздравляю вас с 5578 годом. Ведь столько всего можно сделать пока ты жив, пусть жизнь дает только боль, но радость можно найти в боли и дело даже не в том, что боль дается зачем-то просто жизнь прекрасна в любом ее виде.