Думала, что все будет как обычно, села и приготовилась следить за развитием хорошо знакомого сюжета. Первые минут десять я очень старалась понять, что же именно происходит на сцене.
Потом начала чувствовать себя, мягко говоря, не особо умной и в полном замешательстве. Ну а потом просто расслабилась и начала получать удовольствие, ибо логическое мышление на «Кто Гамлет?» брать с собой не стоит. В этом смысле он похож на фильм Аки Каурисмяки "Гамлет идет в бизнес". Актеры постоянно меняются ролями без предупреждения, а роль Клавдия постоянно играют двое. Интереснейшая находка, мне понравилось. В настоящем человеке тоже прекрасно или не очень уживаются несколько субличностей, так почему бы и не на сцене? С помощью этого решения были прекрасны обыграны диалоги героя с самим собой, а также темы внешних (на публику) и внутренних (скрытых от других) реакций на события. Первое действие я всё просмеялась, ибо юмор Демчога необычный и рвущий шаблоны. К примеру, серьезный разговор, в звуковом сопровождении запускается печальный Шопен и тут почему-то один из персонажей начинает делать очень смешно мужской стриптиз. Или всем известный монолог Гамлета «Быть или не быть» неожиданно произносится в насмешливо пафосной глумливой манере, от которой теряется вся серьезность происходящего. Второе действие было более философское и серьезное. Все в спектакле алогично и неожиданно. Гамлет так и не нашелся, он оказался в каждом, включая зрителей спектакля. Суть в том, что мы можем быть кем угодно в этой жизни и играть любую понравившуюся или навязанную роль.
Интересно сказал в самом конце кто-то из героев про Бога. Не помню кто и кого в тот момент играл и приведу не дословно, лишь смысл: «Когда Бог создавал людей он думал, что создает себе интересных собеседников, оппонентов или соратников, не важно. А получилась кучка жалких идиотов, вечно жалующихся на жизнь и требующих незаслуженного материального процветания».
По словам Демчога: «Эксперимент этого спектакля в том, что есть молодые талантливые люди, которые рвут тебя по швам. А самое главное правило в определенном возрасте – дай сыграть другому. И эксперимент заключается в том, чтобы собрать эти бешенные горящие сердца и предоставить им площадку», - поэтому просто перечислю имена и роли.
В спектакле играли:
Вадим Демчог в ролях Йорика, Полония и Режиссера
Кристина Ра в ролях Гамлета и Гертруды
Тимур Берглов в ролях Гамлета и Клавдия
Михаил Урянский в ролях Гамлета и Клавдия
Татьяна Шабаева в ролях Гамлета и Офелии
Егор Латышев в ролях Гамлета и Гильденстерна
Кристина Дасарская в ролях Гамлета, Офелии, Гертруды и Переводчика
Алексей Душевин в ролях Гамлета, Розенкранца, Лаэрта, Полония
Отдельно много чего можно рассказать только про самого Вадима Демчога, если кто про него не помнит. Известность Демчог получил как ведущий «Фрэнки-шоу» на радио «Серебряный дождь». Из-под его пера вышло несколько сотен сценариев и пять книг. Является создателем концепции и одноименной книги «Самоосвобождающаяся игра». Эта концепция интересна, хотя и не нова по своей сути, но почему-то именно в последнее время и без помощи Демчога, все чаще приходит на ум и обдумывается фраза Шекспира: ««ВЕСЬ МИР - ТЕАТР. В НЕМ ЖЕНЩИНЫ, МУЖЧИНЫ - ВСЕ АКТЕРЫ...»Именно на таком восприятии реальности и основывается концепция Демчога. Во вступлении к своей книге он приводит слова Гёте о том, что человек является в полном смысле человеком, только тогда, когда ИГРАЕТ. И действительно умение играть свою жизнь и соответствующим образом к ней относиться волшебным образом снимает раздутые потенциалы важности с в общем-то совершенно неважных целей и смыслов человеческого существования. Ибо цели и смыслы — это тоже лишь игра. Взгляды Демчога на жизнь легко прослеживаются в его работах. Глядя на него на сцене мне несколько раз, приходило в голову слово Шут. Не в унизительном смысле этого слова вовсе. Именно такими я представляю себе лучших представителей этой профессии. С цепким умом, видящих людей насквозь, с прекрасным чувством юмора. Ломающих линейный ход мышления и выбивающих за рамки привычных взглядов по-доброму и совсем не очень. Так что быть или не быть походу на спектакль «Кто Гамлет?» решать вам. Но я бы сходила) Теперь уже не на «Кто Гамлет?», а на другие работы режиссера.