Можно отметить, что декорации к спектаклю, как и костюмы были выполнены на высоком художественном уровне, который свидетельствует о том, что в театре появились деньги и вкус. Можно даже сказать, что с этой оперой работал режиссер и его находки типа ребенка, который символизировал «родную Эфиопию» весьма похвальны. Конечно, это удивительная пошлость, но по крайне мере они не вывели кота. Собственно слоны Сальвадора Дали, которые стали основой декораций, могли бы стать поводом для разбирательств в суде по авторским правам. Но не думаю, что наследники С.Дали что-то узнают об этом спектакле. Совсем, на мой взгляд неуместной была и находка режиссера в виде пробежки по залу одного из актеров. В условиях Новосибирска, а город этот судя по досмотрам в Аэропорту находится в прифронтовой полосе, многие могли бы получить инфаркт, лично я испытал неприятные чувства, все же оперу не стоит превращать в такое. Можно отметить также уместную, что удивительно, работу со светом и видеорядом.
Это мое третье посещение НОВАТ Кехмана. Мы писали о балете «Баядерка» и опере «Травиата» на музыку того же Верди. В общем можно отметить, что с тех пор театр стал лучше в плане оркестра, хотя есть куда двигаться. В любом случае я был очень доволен соло гобоя, флейты и английского рожка. Удивительно, что на гобое и флейте так виртуозно играли девушки! Вот бы первой скрипке этого оркестра играть так же. В остальном… Провинциальная гонка за роскошью видна во всем. Массовка непомерно огромна. Декорации огромны и стоят не мало, но особенного эффекта все это не дает. Даже с учетом видеоряда. Но в любом случае спектакль красивый и очень «большой», что безусловно радует.
Это 22 спектакль и в нем все сложилось так, как видимо было запланировано. В этом смысле напрашивается сравнение с оперой «Аида» в Национальном театре Чехии, которую я слушал года три назад. В плане костюмов и декораций НОВАТ далеко впереди. Оркестр просто другого порядка и сравнивать их оскорбление. Голоса не так критичны, но очень бледная Амнерис из НОВАТ заметно уступает. АИДА и ее возлюбленный Радомес… Все бы ничего, но они очень неартистичны из-за лишнего веса, который давно не является символом оперы.
Означает ли это, что я критично настроен и чем-то не доволен? Отнюдь. Не думаю, что стал бы слушать это в НОВАТ еще раз, но в целом я получил очень много положительных эмоций и дело не только в гобое, который, как и флейта были ослепительно хороши. В общем Юровский не зря много работал в Германии, где в общем и учился. Надеюсь, что он скоро покинет Сибирь и будет радовать европейские театры и прихватит с собой гобой и флейту.
Главным для меня, безусловно была компания, которая занимает меня больше оперного искусства, которое составляет значительную часть моей «пустой» жизни. Компания была, кажется, довольна и лучшей награды и большего удовольствия мне не нужно. Выбор оперы, возможно, был не лучшим учитывая роль отца АИДЫ в ее жизни, но я надеюсь, что эти ошибки мы не допустим. Да и выбирать особенно в моей жизни не приходится.
В конце спектакля меня потряс исполнитель партии Радомеса- Олег Видеман. Я понимаю, что актеры, как правило глупы. Теноры вообще баскоподобны (басков кстати пел в новосибирском оперном по молодости). Однако выходка из ряда вон. Этот с позволения сказать лицедей на поклонах стал креститься. Хорошо не стал на колени и не стал долбиться лбом об пол. В светском государстве не допустимая вещь и оскорбительная. Ну, а Новосибирск продолжает удерживать пальму первенства среди самых убого-мракобесных городов. Деградация нарастает, новосибирцам мало «насиловать оперы Вагнера» они теперь хотят креститься на сцене. Надеюсь, что я не увижу в середине следующего спектакля в НОВАТ попа с кадилом и молебна в центре представления.
Теперь последняя острота из раздела мнения тупых. Во всем виноват отец Амнерис- товарищ Фараон. Он должен был понять ситуацию и не просто помиловать царя Эфиопов, отца Аиды, но и «заставить» Радомеса жениться на АИДЕ и тем самым заключить вечный мир с Эфиопией.