Конечно, я испытывал определенный скепсис по поводу возможностей чехов в плане исполнения этой оперы, особенно учитывая, что она долгое время был главный спектаклем Большого Театра. Вспомните «Собачье сердце» это не к выступлению на гайдаровском форуме мотоциклиста, а к тому, как проф. Преображенский говорил об «Аиде». Понятно, что после просмотра балета «Лебединое озеро» в Губернском театре, мне вообще было сложно, хотя «Баядерка» в свое время меня пленила. Возможно Губернский театр в Праге это что-то особенное, где танцовщики после 50 с лишним весом и балерины с пятым размером груди и 3 складками на спине самовыражаются…
Но в результате, я был приятно удивлен;
- Театр отремонтирован сильно лучше исторической сцены Большого Театра. Видимо не воровали совсем. Роспись потолков вообще наводит на мысли, что спонсоры были на самом деле! Поражает и обилие бюстов чешских композиторов в буфете. Для меня все они, кроме Дворжака и Сметаны не знакомы, а их не один десяток. Боюсь они как Сметана-Глинка, но факт наличия музыкальной культуры сомнению не подлежит. Публика одета как на бал, в Больших таких зрителей не больше 10%, а тут вечерние туалеты и туфли и прочее. Весьма. Учитывая, что чешские женщины высоки по-хорошему статны, не как россиянки прямо на сцену можно не смотреть.
- Опера сразу сразила. Таких голосов в Большом Театре просто нет. Уровень вокального мастерства превосходит то, что мы слышим в Большом театре радикально. Даже вторые партии исполняют певцы сильно более высокого уровня, причем никто к концу не устает и не срезает «уголки». Правда в Большом появилась практика приглашенных солистов и надежды есть, но… В целом Народный театр Чехии, в опере скорее является копией и не отличимой «Венской оперы». Солисты кстати оттуда. Оркестр меня вообще привел в замешательство. Никто из музыкантов не жил своей жизнью, все играли… Даже в маленьком театре им.Покровскго обязательно есть «фагот», который сам по себе, а тут- огромный оркестр и все поразительно слажено. Хора, которыми так гордится Большой звучат лучше.
- Где Большой театр впереди? Буфет- в Большом театре главное ананасы, а тут их нет. Шампанское в трое дешевле, чем в Большом театре и марки точно те. Ну это понятно, в России все очень богаты, кроме вашего покорного слуги. Ну и костюмы… В Большом они на порядок дороже и почти всегда чуть-чуть красивее. Петь мы не умеем, но за ценой не постоим.
Выводы на балет в Чехии не пойду больше, вдруг там как в опере сильно лучше и как тогда жить?
Коротко о тех, кто подарил мне это чудо:
Enrico Dovico - дирижер (меня всегда забавляло, что по-английски это называется conductor). Это приглашённый дирижер из Венской оперы и видимо именно этим объясняется качество постановки. Он работал с оркестром на олимпийских играх в Турине. Много ставил оперы в разных театрах Германии.
Anda-Louise Bogza - Аида. Училась в Будапеште и Праге. Поет практически весь репертуар от Верди до Дворжака. Часто выступает в Вене, Лондоне и Токио да собственно список лучших площадок где она пела занимает полстраницы. По-настоящему сильный голос и что не менее важно- редкой красоты. Просто завораживает, особенно в последней части, невозможно… В общем не долго Еве Урбановой быть главной звездой оперы Чехии.
Michail Lehotsky – Радамес. Тенор потрясающей силы и красоты. Теноры в современной опере играет рольк, которую когда-то отдавали басу, он безусловный король оперной сцены. Этот певец гость театра, он гостит в десятках театров мира и не связывает себя обязательствами.
Красивый голос и профессиональное владение им гарантируем Михаилу занятость и успех у публики.
Eva Urbanova – Амнерис. Ева Урбанова- главная звезда чешской оперы. Неподражаемая и великолепная. Собрала сотню премий и даже номинацию на попсовую Грэмми. Перепела весь классический репертуар и, что важно Сметану и Дворжака. Ла Скала, Ковент-Гарден и Национальная опера Франции,- это обычные места ее выступлений. Я счастлив, что услышал этот голос!
Думаю, что никто не хочет читать по Суэцкий канал и трогательные отношения Верди и какого-то там Паши. Пересказывать либретто и вовсе было бы глупо.