Действие бессмертной пьесы Шекспира переносится в современную Финляндию Причем не просто переносится- диалоги героев взяты из пьесы и не редактируются насколько можно судить по русскому переводу. Фильм черно-белый Каурисмяки вообще любит и главное умеет работать с черно-белым кино. Собственно, нам наглядно демонстрируют, как медленно меняется человеческая природа. При этом дается весьма интересная трактовка кровожадного Гамлета. Этого убийцу и жестокого циника опять показывают милым и не решительным. Справедливости ради заметим, что у автора хватило вкуса не включать «быть или не быть» в фильм. Вообще в этом смысле алкоголик Каурисмяки обладает безусловно безупречным вкусом.
Над фильмом работали:
Аки Каурисмяки, выдающийся финский режиссер. Фильмы этого режиссера мне очень нравятся, поэтому о нем будет подробный рассказ. Начнем с фестивального признания Каурисмяки:
1. 1990 году он получил два «Золотых медведя» Берлинского кинофестиваля за фильм «Девушка со спичечной фабрики».
2. 1992 год один «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля за фильм «Жизнь богемы».
3. 1996 год «Золотая пальмовая ветвь» за фильм «В даль уплывают облака».
4. 1999 год «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля за фильм «Юха»
5. 2002 год «Золотая пальмовая ветвь» за фильм «Человек без прошлого» и куча номинаций включая «Оскар» и «Сезар».
6. 2006 год номинация «Золотая пальмовая ветвь» за фильм «Огни городских окраин».
7. 2012 год «Золотая пальмовая ветвь» за фильм «Гавр».
8. 20016 год «Золотая пальмовая ветвь» в разделе золотой наставник.
9. 2017 году он получил «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля за фильм «По тут сторону надежды».
Про все эти фильмы я, конечно, расскажу. А тут будет маленький справочник.
Пиркка-Пекка Петелиус, финский практически неизвестный актер в России. Снялся в нескольких десятках локальных проектах.
Эко Салминен, финский актер. Снялся в 4 фильмах Микки Каурисмяки и двух Акки Каурисмяки- второй это «Ариэль». Интересно, но он снялся в восьми фильмах с Элиной Сало, включая и фильм о котором мы рассказываем.
Элина Сало, финская актриса, сыграла в восьми фильмах Акки Каурисмяки. Включая его знаковые картины типа «Девушка со спичечной фабрики», «В даль уплывают облака», «Человек без прошлого», «Гавр».
Фильм интересен прежде всего эстетической позицией и величием замысла. Можно долго рассуждать жил ли Шекспир в городке Стратфорд-фор-Эвен» или просто по случайному созвучию имени нам рассказывают историю совсем другого человека и ферма его матери и даже дом, где родилась его дочь и жила любовница просто мистификация, но влияние творчества Шекспира на мировую культуру совершенно, бесспорно. Поэтому показать, что пьеса может быть жизненной в совершенно новом, для Шекспира антураже весьма актуальна. Не меняя диалогов оригинального произведения нам показали, как подобная история может случиться в наши дни. Можно долго рассуждать о наличии в современном обществе институтов типа полиции, но… По крайне мере в России что бы завести дело по факту безусловно случившегося преступления нужно потрать столько времени и денег, что полицию в расчет брать и вовсе не стоит.
Не менее важно, что в картине Каурисмяки предстал режиссером, которые обладает собственным киноязыком, который не является просто стилем. Опять же работа с черно-белой пленкой получилась очень удачно.
Фильм стоит посмотреть, хотя для современного зрителя он может оказаться не понятным из-за полной деградации такового за последнее время.