Софийский театра оперы и балета. Опера. Р.Вагнер. "Валькирия".

Софийский театра оперы и балета. Опера. Р.Вагнер. "Валькирия".
30 мая 2018
Оцените материал
(108 голосов)

Посетил историческую сцену Большого Театра России и послушал в исполнении труппы «Софийского театра оперы и балета» оперу Рихарда Вагнера «Валькирия». За дирижерским пультом дирижёр-постановщик Эрих Вехтер. Ведущие партии исполняли: Вотан- Николай Петров (Мартина Цонева после «Золота Рейна» заменили), Брунгильда- Гергана Русекова, Зигмунд- Мартин Илиев. В общем вокальные партии для этого странного действия и вовсе не важны.

Более того я не услышал, как и в «Золотое Рейна» ни одной вокально выстроенной партии, хотя, конечно «Полет Валькирий» и «Прощание Вотана» гениальная музыка. Оркестр по-прежнему играл плохо, я не профессионал и не могу сказать точно корректно, что мне не понравилось, но не понравилось не мало. Продолжительность спектакля, который начался в 17-00 была запредельной, закончился он чуть за 22-10. Минимум пять часов, правда в этот раз было два антракта. Возможно поэтому публика разбегалась не так активно, как с «Золота Рейна». Интересно, на сцену вышли кроме дирижера, еще режиссер и художник. Они оперу тоже слушали или сидели и ужинали?!

Пересказ сюжета, для Вагнера оправдан. Он, собственно, сам автор либретто и его опера не опера, он сам называл это действие иначе. В любом случае мы имеем смысл, что для оперы редкость. Хотя лично я не вижу особенного смысла и логики в действии героев. Чайковский писал, что немцы видят. Прочитал еще одну статью о «Кольце Нибелунга» за авторством Римского-Корсакова и статью, где сравнивают Вагнера и Римского-Корсакова. В общем трудно не увидеть общее в том, что один обращался к мифологии немецкой, а другой русской. Но Вагнер был в струе, тогда существовало мощное культурное движение, которое сопровождало Бисмарка в его создании немецкой нации. Русская же нация пока не возникла. К опере оба относились безобразно, даже вычищенная Б.Покровским «Царская невеста» Римского-Корсакова даже в Большом Театре звучит странно и опера, не так сильно, как у Вагнера, но условна. Хотя, конечно, речь идет о опере «Китеж», которую никто не слушал, но все обсуждают. В любом случае это не Верди и не Чайковский. Вообще отсутствие дуэтов и главное хоров весьма неприятно. Особенно там, где дуэт просто напрашивается, дело даже не в том, что часто это условность, а в том, что иногда это оправдано.

В общем сюжет такой, часть его развивалась вне «Золота Рейна». Вотан увлеченный Эрдой (я его понимаю- реально прекрасный голос) наплодил с ней детей- дочек, которые стали Валькириями и главная из них Брунгильда. Задача Валькирий подбирать настоящих героев, которые погибают на поле битвы и относить из в Вальгаллу. Так же Ватан совокупился еще и с земной женщиной, которая родила Зигмунда и Зиглинду. Альберих (мы сравнивали его с Путиным из-за уродства и попыток заставить мир подчиниться перед золотом и отказаться от любви) тоже купил себе земную женщину. Далее начинаются три действия оперы.

Действие первое. Зигмунд и Зиглинда находят друг друга и становятся любовниками. Заглинда беременеет от брата. Это типа не страшно потому, что они не знали. Но в результате он должен сражаться с Хундингом. Вотан хитрым образом посылает ему меч. Меч втыкают в ясень и вытащить его может только настоящий герой им и становится Зигмунд.

Действие второе. Законная жена Фрика требует отдать победу Хундингу и убить Зигмунда, как плату за неверность. Опять из-за баб у всех проблемы. Мало было свояченицы, из-за которой вообще все проблемы начались. Вообще не понятно зачем Ватану такая баба если она даже детей не рожает сама, а тех, что другие родили хочет истребить. Брунгильда (в субтитрах на экране Большого театра ее назвали Брингильда- позорище) получает задание способствовать поражению Сигизмунда и принести его после гибели в Вальгаллу. Но Зигмунд отказывается от бессмертия без своей любимой жены. Когда понимает, что его смерть неизбежна- грозится убить и ее и ребенка в ее животе. Брунгильба отказывается убивать Зигмунда, это приходится делать Ватану. Но Брунглильда спасает Зиглинду и соответственно ребенка в ее животе.

Действие третье. Брунгильда безуспешно пытается подбить сестер валькирий на бунт. Ватан снимает с нее бессмертие, но после того, как она говорит, что ослушалась его из любви к нему же не отправляет ее к земным женщинам за прялку, а погружает в сон. Причем им обоим принципиально важно, что разбудить ее ото сна может только настоящий герой.

Музыкально третье действие меня просто раздавило. Это не просто великая музыка, это музыка потрясающая. Одного третьего действия хватило бы десяток опер, которые были бы признании во всем мире. Зачем так разбрасываться? Опера — это не симфония. У Вагнера же каждый образ имеет лейтмотив, который развивается и развивается не ка в джазе, именно развивается. Как можно петь то, что написал Вагнер я тоже не понимаю, мелодии невероятно сложны, музыка не подразделяется на арии и ариозы вообще, нужно встраивать свою партию в свою «мелодию». Получается не очень. В результате я думаю все музыканты друг-другом не довольны, а дирижеру стыдно, ведь он не может не слышать то, что в его оркестре слышу даже я. Вагнер написал музыку гениальную и не соответствующую задаче… Зачем он это сделала? Может это логика Моцарта из фильма Милоша Формана «Амадей»- за оперы платят, а за симфонии нет? Я не понимаю, зачем человек с такими способностями вообще писал оперы, он мог бы и тут я не оригинален, написать симфонии, которые никогда не были бы забыты и всегда были бы в сокровищнице музыки. Вместо этого он создал странный оперный жанр.

Отдельный упрек за сценографию и костюмы. Идея таскать валькирий на пневматических тележках, вообще они в этом оперном цикле активно используют складскую технику, не может не удивлять. Большей глупости я не видел, кроме того, что это уродливо, это еще и не безопасно.

Прочитано 1380 раз Последнее изменение 31 мая 2018

1 Комментарий

  • Алиса Котова 27 июль 2018 написал Алиса Котова

    Все-таки к таким постановкам нужно быть готовым. И морально, чтобы просидеть столько времени. И быть начитанным, чтобы быть в курсе событий и понимать, что происходит на сцене. Иначе неопытный зритель покинет зал после первых минут. Ему будет скучно
    Хотя.. это наверное отдельный вид мазохизма, сидеть в театре по пять часов и смотреть на сцену.
    Это все-таки сложно...может быть я когда-нибудь дорасту и до этого, а пока мне хочется избегать таких длинных спектаклей

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены