Большой театр России. Опера. Н. Римский-Корсаков. "Царская невеста".

Большой театр России. Опера. Н. Римский-Корсаков. "Царская невеста".
02 дек 2017
Оцените материал
(118 голосов)

Посетил историческую сцену Большого театра России и послушал оперу Н.Римского-Корсакова «Царская невеста». Понятно, что Римский-Корсаков композитор специфический и поэтому нет ни одного постановщика, который не делал бы купюр так или иначе. Музыкальная редакция партитуры дирижера-постановщика Г.Рождественского сделала опус Римского-Корсакова относительно сносным и удобоваримым.

Дирижировал оркестром Алексей Богорад. Несмотря на то, что билеты в оперу Большого театра стоят в три раза дешевле, чем на балет ярусы были почти пустыми. Более того, я никогда не видел, что бы так слабо аплодировали в Большом театре. Занавес открыли один раз и то скорее правил ради потому, что зал безмолвствовал. Во время спектакля даже речи не шло о поклонах, все шло своим чередом и изредка раздавались вялые хлопки. Не понятно зачем вообще ставят оперы в Большом театре, при таком отношении. Ясно, что большая часть пришла не послушать оперу, а просто посетить Большой театр. Мои впечатления от оперы тоже нельзя выдающимися. Хотя то, что Рождественский сделал для Римского-Корсакова бесценно. Он произвел окончательную расчистку музыкального сопровождения голоса. По сути Римский-Корсаков к этому стремился и сам, но в меру таланта… Во время создания этой оперы на сценах мира господствовали итальянцы и надвигалась всеобщая вагнеризация. Вагнер же основной упор в своих операх делал на музыку и характер героя раскрывала, скорее музыка, а не голос. Но в целом даже Рождественский не смог сделать из Римского-Корсакова приятный музыкальный продукт. Возможно, если бы он пошел по пути Сергея Дягилева и сократил бы бессмертное творение на половину было бы сильно лучше. Справедливости ради стоит заметить, что остальные оперы Римского-Корсакова еще хуже, собственно «Царская Невеста» это его выдающееся достижение.

Опера «Царская невеста» написана для частного театра Мамонтова. Декорации к ней в разные годы писали совершенно выдающиеся художники, например, Коровин. В «Большом театре» оперу поставили лет через 15 после ее написания в 1916 году, причем дирижер-постановщик прочитал партитуру по вагнеровский, в соответствии с модой и трудно даже представить, как случились те несколько представлений без скандала. После смети Чайковского самым влиятельным русским композитором был Римский-Корсаков. Он не смог написать ничего отдаленно похожего, например на «Пиковую даму», но почет имел. Потом оперу ставили в 1927, 1937, 1944, 1955. Постановки отличались музыкальным прочтением и декорациями. На последнюю постановку, безусловно большое влияние оказал выдающийся театральный художник, душа большого театра Федор Федорович Федоровский, хотя уже декорации 1955 года писала его дочь. Когда по сцене стали ездить на лошади не знаю, но лошадка оживила скучную музыку, была ли она родственницей той, что "играет" в балете "Дон Кихот"- вот в чем вопрос, я склоняюсь к мысли, что да и очень близкой.

Марфц спела Кристина Мхитарян, сделал это очень хорошо, но сама партия особенного блеска не предполагала и поэтому даже сцена «умирания» в четвертом акте особенного восторга не вызвала. Хотя это безусловно лучшее место в опере. Не могу сказать, что ее сопрано звучало намного интереснее традиционный меццо-сопрано «подпевок» из героинь оперы. Любаша в исполнении Ксении Дудниковой была может быть не уверенной, но, например, песня в первой части без сопровождения оркестра- возможно лучшее, что написал Римский-Корсаков и то, что было спето на сцене. Очень темпераментно и лирично одновременно. Владимир Маторин- бас, купец Собакин, отец Марфы пел предсказуемо посредственно, с возрастом это у него получается все хуже. Боярин Лыков в исполнении Павла Валужина звучал и вовсе беспомощно, но это скорее задумка Римского-Корсакова. Боярин получивший образование в Германии и выступавший за разумное управление и экономику не мог быть воспринят алкоголиками опричниками без насмешек. Это в общем и в то время было основой государства. Правда лекари, что тогда, что сейчас иностранцы- кабзоны в России не лечатся. Выделялась и Мария Гаврилова, которая пела партию матери Марфы- партию не большую, но пела весьма!

Содержание оперы- фантазии покинувшего «Могучую кучку», которая выступала за историчность в музыке Римского-Корсакова и его либреттиста на тему русской удали. Удаль состоит в том, что герои постоянно пьют, много крестятся, убивают друг-друга и ненавидят все живое. Постоянно щелкают по сцене кнуты и таскают медвежью шкуру. Сюжет простой- рабы (со званиями первых руководителей государства) убили ради своей похоти девушку, которую позже, выбрал в жены царь. Потом раскаялись и просили царя не подумать, чего плохого, убили девку ради удовольствия, а не чтоб ему подгадить. В итоге все, кто не умер друг-друга перерезали. Все как всегда в России.

Оперу можно считать прекрасной иллюстрацией слов великого американского поэта Иосифа Александровича Бродского: «Лучше быть последним в демократии, чем первым в деспотии», это все, что надо знать о России. Не понятно почему только рабы в зале не радовались тому, что видели на сцене, ведь это же и есть их «скрепы». Помолился- убил- помолился, прекрасная схема русского христианства, которое называют православием, закреплено в ряде произведений искусства и очень хорошо видна в опере Н.Римского-Корсакова «Царская Невеста». Хорошо, что Римский-Корсаков написал только пятнадцать опер и мы на сегодня выслушиваем разве, что «Снегурочку», «Садко» и «Китеж». Что ж делать- слушать надо, после смерти гениального Чайковского именно Римский-Корсаков стал главным композитором Российской Империи. Так, что не надо канючить.

Прочитано 1760 раз Последнее изменение 12 дек 2017

3 комментарии

  • Евгения Васильева 14 дек 2018 написал Евгения Васильева

    По какой-то причине раньше игнорировала все исторические постановки. Везде, не только спектакль, но и фильмы.
    Но вот после такого захотелось посмотреть что-то. Все-таки приятно окунуться в историю. И посмотреть как это было в то время
    Может быть ничего в плане отношений не изменилось, но вот костюмы однозначно))

    Пожаловаться
  • Анна 04 апр 2018 написал Анна

    у Марфы Собакиной была мать? Это простите, по драме Мэя или по Римскому-Корсакову?..
    Большое спасибо автору за отзыв, но после таких ремарок - материал и вовсе представляется не заслуживающим внимания

    Пожаловаться
  • Алиса Котова 03 янв 2018 написал Алиса Котова

    Прекрасная опера в классическом исполнении, без безумных идей постановщика. Очень захватывает. Наверное, любители оперы отметят, что опера 50-х годов мало чем отличается от современной постановки. Но это огромный плюс, так как эту оперу можно считать классикой жанра, а современные постановки своего рода реконструкцией.
    Состав новый, но в некоторых местах задействованы профессионалы.
    Единственный минус в том, что не всем хватает актерского мастерства, поэтому "эмоциональные" сцену кажутся театральными и не очень натуральными. Однако, вокальные партии на высоте, этому нельзя придраться.

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены