Софийский театра оперы и балета. Опера. Р. Вагнер. "Зигфрид".

Софийский театра оперы и балета. Опера. Р. Вагнер. "Зигфрид".
31 мая 2018
Оцените материал
(109 голосов)

Посетил историческую сцену Большого Театра России и послушал в исполнении труппы «Софийского театра оперы и балета» оперу Рихарда Вагнера «Зигфрид». За дирижерским пультом дирижёр-постановщик Эрих Вехтер. Ведущие партии исполняли: Зигфрид- Костадин Андреев, Вотан- Николай Петров, которого в третьем акте заменил Мартина Цонева, Брунгильда- Гергана Русекова, Миме- Красимир Динев. О впечатлениях я могу сказать только то, что я решил не идти слушать «Гибель Богов». Дело даже не в том, что проводить в театре по шесть часов это не просто физически. Дело даже не в том, что оркестр играет все хуже, хотя кажется это вообще невозможно. Дело в самом Вагнере.

Постоянное усложнение музыки, даже в характеристиках героев превращает оперу в произведение, которое слушать в подобной атмосфере- с сценическим действием и развитием сюжета просто невозможно трудным. Я не понимал, о чем пишет Чайковский, но послушав «Зигфрида» очень отчетливо ощутил буквально физические страдания от музыки. Оперный канон Вагнера снимает с оперы всякую приятность. Единственная ария — это пение Зигфрида во время изготовления меча, прозвучала очень хорошо, это было понятно и исполнителям, и слушателям. Не было проблем с тем, что певцы, а это в болгар стало правилом- вступали не вовремя в партии и так далее. Отсутствие дуэтов даже там, где они необходимы органически, например в последней сцене Брунгильды и Зигфрида- настолько не понятно, что певцы сбивались на них и получалось вообще ужас что. Хоры, которые я так ждал уважаемый Вагнер не использовал ни разу, хотя бы мог. В общем его драматические симфонии хотя и прекрасны, но не для выслушивания в театре и тем более с тем, что что-то происходит на сцене. Думаю, что постановки Вагнера должны быть в виде цветового шоу, без действия и без актеров, причем в залах для симфонической музыки. Можно показывать мультипликацию вперемешку с кадрами природы. Великая музыка не может быть воспринята и проанализирована в режиме такого слушания, если может быть проанализирована или хотя бы понята вообще. Особенно, когда оркестр не в ладу сам с собой. Мне правда было больно.

Понятно, что о музыке Вагнера и особенно о «Кольце Нибелунга» высказалось очень немало людей. Например, Ницше компетентность, которого состоит в том, что она даже название писал не верно «Кольцо Нибелунгов» полностью меняет смысл произведения. Ясно и то, что по свидетельству очевидцев, когда закончилась премьера в легендарном театре в городке Байрейт на сцену вышел Вагнер и сказал: «Мы показали, что можем. Теперь если вы захотите у нас будет искусство». Удивительная по своей наглости заявление свидетельствует о его полном желании порвать с традицией и пойти в новые не виданные дали. Боюсь, что дали Вагнера все еще новые и неведанные. Публика, кстати, оказала довольно холодный и справедливый прием. Присутствие болгарского президента (не только перец бывает болгарским оказывается) на спектакле ничего не поменяла. Остается пересказать сюжет:

Действие первое. Спасённая Брунгильдой Зиглинда (в опере «Валькирия») рожает ребенка от своего родного брата. Его называют Зигфрид. Мать умирает при родах, а ребенка подбирает Миме. Тут самый брат Альбериха, который сковал для него шлем (в опере «Золото Рейна»). Он воспитывает ребенка и пытается из осколков Нотунга сковать меч, но без успеха. Зигфрид растет настоящим психопатом. Уверен, что автор исследования «Психопаты» А.Килл нашел бы у него органические поражения мозга, что и не удивительно для ребенка, который родился от близкородственных связей. Он не знает благодарности и чуть не убивает своего воспитателя. Миме рассказывает ему о том, кто его родители. Вотан является к Миме и подсказывает, как сковать заново Нотунг. Перед этим он пытается получить пророчество, но ему не удается. Он играет с Миме в викторину в процессе, которой открывает, что Нотунг может сковать человек без страха, каким и является психопат Зигфрид (тут даже не к Нордау отсылка, а сразу к Ламброзо). Унижая своего воспитателя и всячески его понося, забыв о благодарности и отнимает у растившего его Миме даже еду по праву сильного. Зигфрид кует меч.

Действие второе. Миме направляет Зигфрида к пещере, где великан Фазольт, который убил своего брата, превратился в дракона и стережет «кольцо нибелунга» и клад, который Альберих похитил у русалок. Зигфрид не испытывает страха и убивает последнего великана завладев кольцом. Перед этим Вотан, встретив у входа в пещеру Альбериаха говорит ему, что он должен опасаться Миме, а кольцо достанется тому, кто им овладеет. В процессе битвы на Зигфрида капает кровь дракона, и он начинает понимать язык птиц. Это позволяет ему разгадать план Миме- своего воспитателя по овладению кольцом. В итоге он спокойной и с удовольствием убивает человека, который его спас от смерти и вырастил.

Действие третье. Птичка напела ему про самое страшное, что есть в мире – пещеру, где покоится воин, которого нужно разбудить. Зигфрид отправляется туда. Пещеру охраняет Вотан. Зигфрид его вдохновляет, если кольцо будет у героя-человека мир спасен. Он не нарушит договор и не отнимет его у нибелуга. Зигфрид глумится над Вотаном, который ему дед (отец его матери и отца одновременно). Отказывается уважать его старость, пинает головной убор и насмехается над выбитым глазом. Типичный российский подросток-выродок, убивающий прохожих ради удовольствия. Он побеждает Вотана в сражении и Будит Брунгильду. Они клянутся в вечной любви друг-другу. Представьте только Брунгильда этому Зигфриду родная тетя по отцу, сводная сестра матери. Он сам сын полностью родных брата и сестры. Ребенок, которого они родили был бы страшно сказать с какими отклонениями. Я не намекаю на немецкий народ, нет это не я, это в общем их кумир- Вагнер. Не случайно в «Гибель Богов» Лукино Висконти вступивший в нацистскую партию наследник сталелитейной империи трахает собственную мать. Есть в немцах видимо, на уровне эпоса что-то такое. Не совсем понятное для других народов.

Что там дальше? Опера «Гибель Богов», которая закрывает цикл «Кольцо Нибеленга» закончилась тем, что Зигфрид, обманутый (он же дурак у нас, герой- все его обманываю бедного) нибелунгом  Альберихом изменяет Брунгильде и пытается отдать и ее и власть над миром. За что она его и убивает. В общем не плохо. Вражда к нибелунгам возбуждена, догадайтесь, кто они в глазах немцев? Ну и, конечно, трудолюбивые великаны и честные боги, а уж люди… Я рад, что не пойду слушать «Гибель Богов». 

Прочитано 1462 раз Последнее изменение 31 мая 2018

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены