МАМТ. Опера. Д. Верди. "Макбет".

МАМТ. Опера. Д. Верди. "Макбет".
22 июнь 2018
Оцените материал
(111 голосов)

Послушал в Московском Академическом Музыкальном Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко оперу Джузеппе Верди «Макбет». За дирижерским пультом дирижер постановщик и музыкальный руководитель Феликс Коробов. Режиссер-постановщик Кама Гинкас. Ведущие партии исполняли: Макбет-Антон Зараев, Леди Макбет- Наталья Андреева, Банко- Феликс Кудрявцев. Общее впечатление от постановки можно обозначить, как удивление.

Удивил в первую очередь…все и Феликс Коробов каким-то странным или просто не знакомым мне совсем прочтением, а уж как удивил Кама Гинкас слов вообще нет. Даже нелюбимый мною Александр Титель так не удивлял. Возможно… Потому, что это второй спектакль после премьеры и все еще сыро и не сыграно и не спето, но кроме хоров я даже теряюсь кого хвалить. При всем моем восторженном отношении к Ларисе Андреевой, она прекрасно звучала только в дуэтах на фоне хоров, а все остальное время очень по-разному. Ну и Зараев мне никогда не нравился. Вообще Верди не требует тенора для Макбета и вообще странно, что выбор пал на Зараева. Блестяще пел баритоном Владимир Дмитрук, а Зараев тенор с большим напряжением…

Надо отметить, что это одна из последних опер Верди. Далее следовали «Отелло» и «Фальстафф», которые, как хорошо понятно из названия так же созданы по мотивам произведений Шекспира. Можно сказать, что «Макбет» открывает шекспировский цикл у Верди. При это опера действительно не обычна. Верди всегда относился к сюжету своих опер, как к некоторому досадному, но необходимому элементу, которому не стоит уделять особое внимание, когда появлялся соответствующий заказчик он легко перекладывал музыку с сюжета на сюжет. Итальянская опера, которую Р.Вагнер называл «проституткой» всегда состояла из красивых арий и ариоз, которые тематически редко попадали в сюжет или сценическое действие. Развитие сюжета шло по схеме речитатив- ария, дуэт-речитатив, хоры и так далее. В опере «Макбет», как мне кажется Верди первый раз пишет музыку, которая намертво прибита к сюжету и сценическому действию. Совершенно не характерные сцены, где лежи Макбет сходит с ума (режиссер догадался распустить волосы Ларисы Андреевой и оголить ее прекрасно полные бедра)- в итальянской опере такого балетного-сомнамбулизма я и не припомню больше, а уж тогда! Причем сам Верди писал, что это центральное место в опере!! Далее речитативы, которые обычно идут в струе арии, тут очень четко отделены. Не этим ли вдохновлялся Вагнер создавая свой канон?

Московском Академическом Музыкальном Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко Лариса Андреева безусловно наш любимый исполнитель. Это фантастически красивая женщина с невероятным голосом. Мы делились впечатлением от блестящей постановке Тителя оперы Бизе «Кармен», которую смело можно называться эротической, где ее ноги, невероятно красивые, играют роль не маловажную. Когда она их моет, соблазняя дона Хосе, весе мужчины в зале смотрят на ее ноги, как дети смотрят на новогодние подарки. Невероятно сильные, женственны полные…как ее бархатистый голос, полный. Мы писали о ее партии в одноактной опере Б.Бартока «Замок Герцога Синяя Борода», собственно, добавить особенно нечего, можно только восхищаться ее копной рыжих волос и восхититься, как она ими взмахивает при поклонах. Так же мы писали о ее партиях в опере Вагнера «Тангейзер» и в опере Оффенбаха «Сказки Гофмана». Муж Андреевой по спектаклю Макбет- Зараев… Мы писали об опере Жюля Массне «Манон», где он как-то пел партию Леско, двоюродный брат Манон. Но, если уж нужен тенор, то почему нельзя взять Нажмиддина Мавлянова, который пел в «Кармен» и опере Оффенбаха «Сказки Гофмана»? Он прекрасно смотрелся с Андреевой. Ну или петь Макбета баритоном?

Вообще я пишу, после второго спектакля и критики не высказались, возможно то, что мы видели в МАМТ это некая вторая редакция Верди. Просто сравнивая свои впечатления от оперы "Макбет" Верди в Британском Театре Ковент Гарден. Я не могу даже согласиться , что это одно и тоже произведение. Дело в Марии Гулегиной, дело в музыкальном решении. Но мне не очень понравилось. Собственно, я видел, как выходил со спектакля Г.Спектр оперный режиссер Театра Покровского, он на первом спектакле не был видимо из-за похорон великого Г.Рождественского. Он был очень довольным, ему тоже не понравилось то, что поставил Кама Гинкас. Вообще после таких постановок понимает, что и А.Тетель может быть очень хороший режиссер. Хотя, я мечтаю, что бы, как для балета МАМТ нашелся Лоран Ильер и сделал так, что спектакли Большого Театра кажутся не такими интересными, как постановки МАМТ, например, как в случае с «Сильфидой».

Пока же что-то невнятное и сырое получается и главное не понятно зачем вообще это нужно Феликсу Коробову. Судя по его высказываниям, он хорошо понимает, что ставить надо Прокофьева и Шостаковича, ну может быть Кобякина и Вайнберга, даже Римский-Корсаков (после ухода Рождественского правда не ясно кому он по зубам) и Мусоргский как-то уместнее. Ну и, конечно, режиссеру огромный минус за то, что кукол, которые имитируют детские трупы грузят совковыми лопатами. Не понятно зачем нужны современные чайники. Не ясно зачем король Дункан стал карликом. Совсем не нравится, что ведьм не три, а полная сцена- но — это скорее к Верди- хора он прописал так. Декорации, мягко говоря, аскетичны, да Верди мечтал не менять декорации, как того требует сюжет, но получилось уж совсем как концертное исполнение. Использование детей тоже не оправдано, нарочито и не уместно, я бы сказан навязчиво, если не пошло. Понятно, что оперный канон диктует полную эклектичность и вызывающее яркие эмоции действие. Но уж не знаю, я бы предпочел голое женское тело- если уж надо чем-то будоражить воображение, а не трупы, особенно детские.

Прочитано 2495 раз Последнее изменение 22 июнь 2018

1 Комментарий

  • Алиса Котова 24 июль 2018 написал Алиса Котова

    Очень интересно смотреть на поставки одного и того же произведения в разных театрах, от разных постановщиков, в разное время. Это всегда отображает и время, и идеи того времни.. ну и мысли того, кто это создал
    В этом спектакле есть интересные моменты, которых не было ранее, есть интересные решения. В принципе действительно смотрится интересно и оригинально

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены