Учитывая, что о кризисе в режиссуре оперной и балетной не говорил только ленивый, такое содружество не может не привлекать внимание и радовать. Хотя, если «Замок герцога синяя борода» можно считать прекрасной постановкой и крайне интересной музыкальной работой, то «Царь Эдип» мне не понравился. Возможно дело в Стравинском, все же его «неоклассический период» начавшийся с «Царя Эдипа» не отличается ясностью. Музыка в результате звучала несколько не ясно, более того позволю крамолу- хорошо, что ее не слышал Карл Орф. Барток же прекрасен, он звучал невероятно. Для меня его музыка стала настоящим открытием. Уверен, что это большая удача Феликса Коробова. Невероятная по сложности опера! Совершенно сгладила впечатление от «Царя Эдипа».
«Царь Эдип» И. Стравинский по либретто Жана Кокто, в честь юбилея Дягилева. Продолжил начатое в «Сократе» новое музыкальное направление, которое потом назовут «неоклассицизмом». Музыка американского композитора русского происхождения И.Ф.Стравинского всегда меня привлекала, но в оперном формате она звучит на мой взгляд совсем не выигрышно. Мы писали о постановке «Марфа» и «Похождение повесы» в театре имени Б.Покровского и в общем… Наверно Стравинский, который писал скорее оперную ораторию и подразумевал эмоциональность Евгения Либермана совершенно не может быть оперой, даже в строгом решении, продиктованном Кокто. Даже Роман Улыбин звучал в диссонанс музыке и не произвел никакого впечатления. Наталья Зимина единственное светлое пятно. Похоже пора ей на безвозвратные гастроли в Европу. Оперные женщины в России вообще сильно лучше мужчин.
Эдип- Евгений Либерман
Иокаста – Наталья Зимина
Креонт- Роман Улыбин
Для меня трагедия Софокла «Царь Эдип» навсегда связана не с фрейдовским Эдиповым комплексом, но с романом Милана Кундеры «Невыносимая легкость бытия» именно эту книгу читал Томаш и именно под впечатлением от нее он написал свою статью в газету, а потом именно эту книгу нашла Тереза в квартире инженера, куда пришла узнать, что такое секс без любви. Заметка, как мы знаем стала в его жизни роковой. Причем в глубочайших текстах Кундеры я не увидел никакой связи с Эдиповым комплексом, постоянные половые акты Томаша безусловно связаны с другим психическим расстройством, которое досталось ему от Кундеры.
Б.Барток. Венгерский композитор, который тесно связан с украинским Закарпатьем. Его музыкальное наследие совсем не велико. Подобная музыка не может рождаться в количестве потому, что предполагает существенно большее напряжение, как мне кажется. Данное произведение было ля меня открытием и весьма обескураживающим. Оркестр звучал необыкновенно. Я просто восхищен. Довольно трудно смотреть на двух актеров целый час, но в данном случае- музыка сделала свое дело, я не хотел уходить и был готов слушать и слушать.
Герцог Синяя Дорода- Денис Макаров
Юдит- Лариса Андреева (не путать с балериной из «Анна Каренина)- необыкновенно хороша собой, ее рыжие волосы потрясающей красоты занимали не меньше пения. Я любовался ей в «Кармен» (не только волосами) несколько раз, но пока рассказа об этом нет на нашем проекте. Оперные певицы в отличае от певцов в России бывают очень хороши.
История Синей Бороды- история довольно трогательная, но если искать ее истоки в текстах Шарля Перро, то не получается найти всю необходимую глубину. Для меня, это скорее что-то в смысле великого фильма «Лицом к лицу» гениального Бергмана, где звучит фраза- страх от неоткрытой двери сильнее, чем ужас от того, что там кроется. Не являясь любителем психоаналитических компаний, готов оставить этот своим комментаторам.
Если бы оперные спектакли в России шли в направлении, которое формирует Колобов- Туминис было бы очень хорошо. По итогам я купил себе оперу «Замок герцога синяя борода» в гугл сторе, чем собственно и хвастаюсь!