МАМТ. Опера. Л. Яначек. "Енуфа".

МАМТ. Опера. Л. Яначек. "Енуфа".
23 июль 2018
Оцените материал
(114 голосов)

Посетил Московский Академический Музыкальный Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко и послушал оперу замечательного чешского композитора Леоша Яначека «Енуфа». Музыкальный руководитель постановки Евгений Бражник. Дирижер малыш Тимур Зангиев, нас собственный чудо ребенок, как когда-то фон Караян. Режиссер А.Титель. Ведущие партии исполнили Енуфа- Елена Безгодкова, Костельничка- Ольга Гурякова, Лаца- Виталий Ревякин.

Не знаю где и почему пресловутый Титель прятал этих исполнителей и почему я их не слышал раньше…. Возможно, просто моя усталость от Верди и то, что я игнорировал итальянские оперы привела к этому. В общем могу сказать, что исполнение мне понравилось больше чем обычно. Если балеты в МАМТ всегда интереснее, чем в Большом Театре то опера нет, а вот прослушанная мною, фактически на закрытие сезона- говорит о том, что…

Что меня покоробило? Яначек был настоящим русофилом. Он несколько раз приезжал в Россию. Создал в Брно кружек любителей русской культуры. Сам читал на русском языке. Чем же отвечала Яначеку Россия. Любой русский критик скажет, что Яначек находился под сильным влиянием Мусоргского. Возможно, это и так, но влияние скорее стилистическое в рамках некоего оперного канона. Почему эти критики не говорят, что Римский-Корсаков находился под сильным влиянием Вагнера? Ведь только стараниями великого Геннадия Рождественского удалось разгрести голосовые партии у Римского-Корсакова из-под инструментальных завалов. Причем, кто это продолжит после его смерти вообще не понятно. Ведь справедливости ради- слушать Римского-Корсакова просто больно! Яначек же, конечно, ноты Мусоргского видел, но слышал ли он его вообще? Если послушать Яначека, а я слушал кроме «Енуфы» в Национальном театре Чехии оперу Леоша Яначека «Výlety páně Broučkovy» (Путешествия г-на Броучека) то очевидно его моравские корни. Моравия в ее мелодизме присутствует чуть не в каждой его теме. Это настолько очевидно, что любые попытки говорить о влиянии, как о подражании просто оскорбительны. Скорее уже Сметана и Дворжак влияли на то, что моравское мелодическое наследие было переосмыслено Яначеком. Конечно, я не слушал детских опер Яначека типа «Катя Кабанова» (по мотивам Островского), но уж простите из того, что я слушал напрашивается неприятный вывод о том, что если Яначек и был учеником Мусоргского, то превзошел его!

Ну и главное- перевод. Оперу, кроме всего, перевели с чешского на русский и давали во время спектакля перевод на английский. Типа чешский для России недостаточно велик. Знаете, учеником Яначека был отец Милана Кундеры (совсем не случайно в фильме «Невыносимая легкость бытия» по мотивам лучшей книги столетия «Невыносимая легкость бытия» Милана Кундеры звучит мелодия из Яначека). В общем перевод «Енуфы» на немецкий сделал Макс Брод (тот самый душеприказчик Франца Кафки и будем уж честны соавтор как минимум (не будет запятой сами решайте) «Процесса». Сделал по запросу Густава Малера (тогда дирижер Венской оперы), не мало да?! Что-то я не слышал от Бражника ничего похожего на гениальную восьмую симфонию Малера и от Гергиева тоже!  Я про то, что такие вещи должны переводит люди определенного уровня, если вообще переводить. «Тоску» вот не переводят, хватает….

В остальном блестящая музыка, прекрасно ложащаяся на материал. Это одна из первых опер в мире, где используется прозаический текст. При все уважении, например к «Идиоту» Вайнберга (при все моем уважении к композитору) сделано это сильно лучше. Опера вообще довольно сложный для зрителя жанр. Бывает трудно просто высидеть 3-4 часа в зале. Но опер Яначека это не касается, музыка настолько поглощает, что хочется слушать еще пару часов и понят, что есть куда развивать то, что в опере показано. Моцарт из этого точно сделал бы десять «Все женщины поступают так». ЯНачек, а не Дворжак и не мой любимый Мартину самые востребованный в мире чешский композитор. Причина именно в том, что он невероятно насыщенный и не перегруженный. Вагнер и тот же Римский-Корсаков писали сложнейшую симфоническую музыку под прикрытием оперы. Верди писал легковесную музыку для оперетты под прикрытие оперы… Яначек точно попадает в жанр или возможно я так воспринимаю.

Исполнение мне очень понравилось. Партия Енуфы возможно исполняется не зрело и местами плоско, мне не хватало в голосе певицы темперамента, а вот отличает от Енуфы- Елена Безгодкова, ее мать Костельничка- Ольга Гурякова исполнила свою партию блестяще. Лаца- Виталий Ревякин обозначен как гость и исполнитель партии в первый раз. Надеюсь, он задержится в театре, хотя пару раз за него было не ловко. С мужчинами в МАМТ что-то не то.

Прочитано 483 раз Последнее изменение 26 июль 2018

1 Комментарий

  • Алиса Котова 15 авг 2018 написал Алиса Котова

    Я помню уроки литературы, когда учительница нам рассказывала про какого-то писателя по работам того или иного критика. А если начинала говорить про работы по критикам, это удивляло вдвойне. Конечно, другой человек может неплохо изучить жизнь другого, в том числе и после смерти. Но вот интересно как? как может человек влезть в мозг другого и полностью понять что и как там)
    Это была реплика про критиков о влиянии. Мне кажется, что их нужно читать, но добавлять свое мнение и анализ)

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены