Балет Москва. Балет. Н. Берч. "Кафе Идиот".

Балет Москва. Балет. Н. Берч. "Кафе Идиот".
25 июнь 2018
Оцените материал
(106 голосов)

Посетил центр имени Всеволода Мейерхольда и посмотрел спектакль театра или труппы «Балет Москва» под названием «Кафе Идиот». В качестве хореографов этого действия, которое можно назвать балетом или обозначить, как латера магика или просто как вечер современного танца обозначены Александр Пепеляев. Спектакль в 2016 году получил «Золотую маску», как лучший спектакль современного танца. При всем моем скепсисе к российским наградам, эта награда заслужена.

Наверное, это один из самых интересных образцов своего рода. При этом, как я понимаю, это самый старый спектакль «Балет Москва». Он блестяще отрепетирован и показывает труппу с самой лучшей стороны. Музыку написал Ник Берч, хотя в данном случае стоит сказать, скорее музыка использовалась… Возможно стоит и в заглавие спектакля выносить не композитора, как это принято в балете, а хореографа. Художник Михаил Илларионов и в данном случае костюмы и их развитие действительно заслуживают того, что бы художник был упомянут. Спектакль длится один час и двадцать минут. При посадке зрителей происходит бардак- за двоеные билеты просто норма для этого театра. Остается добавить, что спектакль поставлен силами «современной труппы». Это важно.

Балетные и танцевальные спектакли «Балет Москва» в последнее время являются для нас источником впечателний довольно часто. Два спектакля «Классической труппы»- на музыку Джона Адамса в хореографии Хуанхо Археса «Транскрипция света» и «Крейцерова соната» на музыку композитора Гити Разас в хореография Роберта Биннета очень хороши. Не смотря на мои ворчливые придирки и требования невероятного, они вполне сопоставимы с самыми высокими образчиками этого искусства в мире. «Современная труппа» несколько скоромнее на мой взгляд. «Режиме ожидания Годо» в хореографии Анастасии Кадрулевой и Артема Игнатьева на музыку Энтони Рушье смотрятся несколько хуже. Я ожидал, что «Кафе Идиот» будет похоже на «Ожидание Годо» и, к счастью, ошибся. Возможно, то, что спектакль старый или что-то еще, но он принципиально лучше сделан, лучше проработаны хореографические образы. Лучше отрепетирован. Нет постоянного чувства, что в постановке основное это избыточность, как в «Ожидании Годо».

Я не однократно высказывал свое отношение к Достоевскому и его творчеству. Он диктовал свои романы и не перечитывал то, что получилось. Отсюда их общая схематичность, которая позволила переводчикам без особого труда сделать понятный перевод и прославить его на весь мир. Совершенно не заслужено. Автор балета, возможно попытался передать пластическими средствами то, что Достоевский из-за жажды денег на азартные игры пропустил в своих романах. Безусловной находкой является и детский голос Магоги Мачульской, которая читает нам куски из «Идиота». Современная молодежь, конечно, не знает, кто такая Настасья Филипповна и история ее «становления» объясняет, чего это все так мечутся и переживают на сцене. Хотя внешние данные танцовщиц настолько хороши, что содержание их метаний можно оставить…  Собственно, далее история Рогожина, скорее его эпилепсии, которую нам довольно убедительно изобразили танцоры, как второй мотив спектакля мне, скорее не понравился, хотя, возможно болезнь на сцене и может существовать, особенно в таком причудливом жанре, как современный танец.

Хореограф Александр Пепеляев окончил химический факультет МГУ. Сколько блестящих деятелей культуры являются химиками и не пересказать, по сути это единственный доступный для евреев факультет в естественнонаучном блоке был прекрасным местом для людей одаренных. Может быть Пепеляев и не верей, как например лучший на сегодня (после смерти И.А.Бродского) русский поэт Бахыт Кенжеев, это не важно. Далее Пепеляев закончил режиссерский факультет ГИТИС. После этого довольно много и плодотворно сотрудничал с танцевальными труппами Швеции, Финляндии, Эстонии, Голландии, Дании и даже Кении. Известен по проекту «Кинетический театр» и «Цех». За свои работы получал Европейские и Американские премии. Если кто-то из российских хореографов и получит признание в мире за пределами площадок типа «Большой театр» то это будет он.

Спектакль, пластические образы и их развитие оставляет довольно долгое послевкусие. Не могу назвать это послевкусие приятным или не приятным. Образы, кажутся не особо новыми, хотя, глупо стремиться в подобном новом жанре к новизне, да и новизна в общем во всем… Отдельные элементы, возможно никто не воспроизведет из-за их чисто технической рискованности. Отдельные композиционные решения могли бы быть ярче. Но в целом это удивительно гармоничный и цельный спектакль, чего добиться довольно сложно в жанре современного танца, если он не превращается в пляску. Понятно, что этот спектакль задает тон и переделяет развитие, как минимум современной труппы «Балета Москва». Остается ждать, когда Пепеляев снова обратит внимание на эту труппу.

Прочитано 944 раз Последнее изменение 27 июнь 2018

1 Комментарий

  • Алиса Котова 24 июль 2018 написал Алиса Котова

    Наверное, очень трудно передать атмосферу творчества Достоевского. А здесь это удалось на ура. Хочется поблагодарить за это и постановщика, и танцоров. Это удается не каждому. Да и спектакль сразу же завлекает. При этом он завлекает, но не всегда остается понятным. Но это не останавливается от просмотра, а наоборот. Хочется его понять.
    Даже после спектакля начинаешь думать, что это было, чтобы докапаться до истины и смысла)
    Ну и да... "Идиота" надо почитать до похода в театр, а не после)

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены