МАМТ. Балет. Ж. Шнейцхоффер. "Сильфида".

МАМТ. Балет. Ж. Шнейцхоффер. "Сильфида".
31 мая 2018
Оцените материал
(7 голосов)

Посмотрел в Московском Академическом Музыкальном Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко балет на музыку Ж-М. Шнейцхоффера «Сильфида». Хореография Пьера Лакотта. Дирижер постановщик Роман Калошин. Ведущие партии танцевали Сильфида- Анастасия Лименько, Эффи- Ольга Сизых, Джеймс-Сергей Мануйлов. Этот спектакль стал первым, где в «Па де де» танцевал Георги Смилевски-младший. Его отец, который нас радовал долгие годы обосновался в разделе педагоги-репетиторы (хотя так не давно он радовал нас с Натальей Сомовой в балетах «Золушка» и «Анна Коренина» и в «Вальс» в «Балетах Ф.Аштона» и в балете «В ночи» в «Балетах Д.Роббинса»).

Мимическую партию Мэдж исполни, как обычно Антон Домашев. Если коротко описывать впечатление от спектакля, то я просто потрясен. Впервые я совершенно уверен, что спектакль, который я увидел в МАМТ значительно лучше спектаклей Большого театра! Понятно, что сохранено только либретто, а музыка и хореография совсем другие, но сам факт того, что «Сильфида» в МАМТ значительно интереснее чем аналогичный спектакль Большого театра удивляет. Причем спектакль поставлен еще в 2011 году и сказать, что это влияние Лоран Илера нельзя. Значит чудо началось за долго до его прихода, и он просто смог это чудо поддержать и развить.

Как я уже писал «Сильфида» была мною увидена в Большом Театре России дважды. Первый раз, очень давно Сильфиду танцевала гениальная Светлана Лунькина, а Джеймса легендарный Сергей Филин (собственно, в 2011 году он и возглавил балет МАМТ). Второй раз Сильфиду танцевала Мария Александрова, а Джеймса Дмитрий Гуданов. Справедливости ради нужно сказать, что спектакль «Большого театра», кроме музыки Левеншелль и Левенскольд соответственно имел совсем другу хореографию. Партия Джеймса была скорее мимической. Он не «прыгал» и не касался Сильфиды руками, что в общем исключало поддержки и прочее.

Наверное, нужно пояснить в чем различия и как они появились. Тем более, что либретто я пересказывал уже не раз. Первоначально балет «Сильфида» был поставлен в Париже на музыку Шнейцхоффера хореографом Филиппо Тальони. Тальони — это человек, который создал балет в нашем понимании- он ввел танцы на пуантах, утвердил балетную пачку в ее современном виде и положил начало хореографии, как искусству. Он нем можно сказать в отношении мирового балета, все то, что на мой взгляд не заслуженно, приписывают Петипа в отношении балета российского. «Сильфида» для Тальони была очень важным спектаклем потому, что создавал он его под свою нежно любимую дочь, которая, как говорят современники была божественна. Успех балеты был таков, что появились желающие перенести его с парижской сцены к себе на сцену скандинавскую. Но денег они за музыку платить не захотели и написали свою силами   Левенскольда. Хореографию же украли и исказили совсем без зазрения совести. Тогда и понятие хореография в общем не существовало. Вот так получилось две редакции музыки и хореографии. В скорее хореография Тальони была утрачена и чудом ее удалось воссоздать Пьеру Лаккоту. Собственно спектакль о котором я говорю это и есть первоисточник, как в музыке, так и в хореографии. Возможно поэтому он и значительно интереснее. Музыка более плотная и телесная, радостная и насыщенная. Хореография тоже, хотя и содержит избыточное, на мой взгляд количество девертисментов, а Па де де и вовсе становится центральной частью балета тем не менее интереснее. Особенно выразительная мужская партия и Сергей Мануйлов с ней справился блестяще, как и очень хорошенькая Анастасия Лименько со своей.

Хотя я был некоторых сомнениях. Ранее мне не приходилось видеть Анастасию Лименько на сцене. Первоначально, же балет ставился под нежную Эрику Мкиртичеву (мы писали о ее партии Жизели в балете Адана «Жизель» и Никии в балете Минкуса «Баядерка», о работе в одноактных балетах: «Лифарь «Сюита в белом», Килиан «Маленькая смерть», Форсайт «Вторая деталь»». Тем, не меняя я потрясен руками Лименько и общей пластикой, как и внешностью, воздушная и пархающая- настоящая Сильфида. Сергей Мануйлов хорошо известен нашим читателям. Он достойно танцевал в балете Д.Роббинса «В Ночи».  Хорошо смотрелся, как «Ганс, лесничий» в «Жизель». Но как Базиль в балете «До Кихот» вызывал сожаление. Ольгу я тоже видел в партии Китри в балете «Дон Кихот» и в балете «Анне Карениной» К.Шпука она оставила самое приятное впечатление. Остается напомнить, что Антона Домашева, мы видели в балете на музыку Л.Делиба «Коппелия» в хореографии Ролан Пети и в балете «Дон Кихот».

Остается поумничать на тему того, что Джеймс хотел от женщин слишком много. Надо было жениться на земной Эффи и оставлять Сильфиду в любовницах. Все были бы счастливы. Нужно признать еще и то, что публика МАМТ отличается от публики Большого театра не в лучшую сторону. Нужно с этой публикой работать и создавать «фанатские» движения. Стыдно, когда после такого прекрасного спектакля занавес не открывают даже второй раз. Просто за публику стыдно! Даже в спектаклях Большого, которые на порядок хуже публика ведет себя иначе. И не надо мне говорить, что балет в Большом всегда прекрасен. Это не так.

Прочитано 87 раз Последнее изменение 06 июнь 2018

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены