Хотя я не готов восторгаться «Спартаком» Григоровича и вообще был бы раз изгнанию его духа из Большого театра. Тот же «Спартак» ставил, например Вайнонен, но об этом нам остается только читать, хотя Ю.Посохов и А.Ратманский радуют нас постановками, который хоть и идут в очень классическом ключе, содержат много нового. Ну, а появление спектаклей, например Килиана- вообще событие. В этом смысле Ильер Лоран в МАМТЕ делает очень интересные вещи и превращает эту сцену в главную балетную сцену страны. Собственно мой интерес к проекту «Балет Москва» был продиктован спектаклем «Крейцерова соната», который шел на малой сцене этого театра. Замечу, что тот спектакль был значительно интереснее.
В спектакле «В режиме ожидания Годо» огорчило прежде всего отсутствие хоть сколько-нибудь значимой новизны. Весь спектакль представляет собой цитаты разных современных хореографов, причем цитаты это весьма неумело скомпонованы и исполняются на уровне, который высоким назвать нельзя. Хотя, повторюсь для России и русских хореографов это не плохо. Например, начало спектакля, которой можно назвать открытым, когда публика (которую не допускали в зал довольно долго, минут через 5-7 после начала спектакля рассадка только началась) входит в зал и видит действие давно стала общим местом, например в Чешском национальном театре спектакль «Ohad Naharin. Dekadance» начинается именно так. Но там это оправданно тем, что происходит дальше, а тут все смотрелось надуманно. Саунд трек в виде дергающихся электро-акустических волн мы видели, например в спектаклях Якопа Годани. Ну и так далее, можно разобрать движения и костюмы, логику и прочее. Все надергано и не оправдано. Не стоит даже сравнивать, например с тем, что делает в современном балете Питер Зуска или тот же Килиан. Удивил и общий уровень танцоров, неприятно удивил. Мне показалось, что это очень похоже на танцевальные изысканя в Театре Новая опера проектом «Новый балет» типа «Болеро» Равеля и «Кармина Бурана» Орфа о котором мы писали. Даже исполнительница роли Мальвины- Ольга Тимошенко демонстрировала только приятную внешность. Владимир- Александр Шуйский и Эстрагон- Роман Бородин были не лучше.
Сама по себе проблематика, которую поднимает Беккет в своем «Ожидании Годо» весьма актуальна и интересна. Вся страна ждет не понятно, чего и тешит себя надеждами на то, что кто-то может или хотя бы хочет остановить падение в бездну страны и культуры. При этом ничего не происходит. Можно ли выразить с помощью пластики это ощущение безнадежности и потерянности вопрос для меня открытый. Понятно, что по большому счету любой балет это сон. Но сон может быть приятным и дающим отдых и удовольствие, а может быть кошмаром. Мне понятно, что само произведение Беккета диктовало некоторую «приземленность образов и косность фраз», но я все же не готов видеть косные хореографические образы. В спектакле же косность Беккета передана наиболее качественно. Нет это спектакль, сравнивать его с тем, что делает театра «Тодес» не стоит, все другого уровня.
Не знаю хорошо ли, когда во время спектакля нам дают текстовые ремарки. Понятно, что в зале молодежь и ее представители читать не умеют, они конечно не читали Беккета или Ионеско и вообще плохо себе представляют, что такое литература. Но на мой взгляд текста не должно быть так много, и он не должен формировать восприятие. Это задача пластических образов, которые были созданы… Образы были созданы, и герои не просто метались по сцене. Представленная работа была профессиональна. Вот только не несла эта работа ничего нового и за желанием ставить «современные спектакли» чувствовалась пустота.
В любом случае я буду посещать мероприятия «Балета Москва» и рад, что даже в Москве, есть люди, которые понимают, что такое современный танец.