Работа несколько академична и подробный пересказ того, как развивались и умирали многочисленные студии танца по всей бывшей империи от Москвы и Петербурга до Тифлиса может утомлять. Но картина нарисована целостная и не просто нарисована снабжена огромным и качественным ссылочным аппаратом, что делает ее незаменимым источником информации по вопросу.
Двадцатые- тридцатые годы довольно странный период существования СССР. Чудовищные события революции и гражданской войны унесли десятки миллионов жизней. Элита страны или погибла или уехала. Однако, это был период небывалого подъёма культуры. Царская Россия была отвратительнейшим образованием, которое ненавидели все. Это образование не давало людям жить и развиваться. После его ликвидации произошел огромный всплеск творческой активности оставшегося в живых населения. Нам, современным людям трудно понять, как на полном серьезе можно было верить в идеалы коммунизма, освобождённого человека труда и новой культуры. Но для людей того времени это было возможно. Одним из важных символов того периода, примерно таким же, как дирижабли было танцевальное пластическое искусство. Семена этого нового вида самовыражения зародились в России в период выступлений Айседоры Дункан. Сейчас трудно поверить, что подобное может стать важным событием в культурной жизни кого бы то ни было, но тогда… Существует масса дневниковых записей, писем и статей выдающихся деятелей и простых обывателей того времени в которых они говоря о Дункан, как чуть ли не о главном событии в их духовной жизни.
Дункан сама искала корни в своих танцах очень глубоко. Она часто и по многу цитировала Вагнера ссылаясь на его эстетику. Не случайно одним из главных своих творческих успехов она считала танец под музыку из «Валькирии»- знаменитый отрывок- полет Валькирий, где она почти не двигалась, но как казалось передавала движение. Для обоснования своих экспериментов привлекались самые разные авторитеты, например философ Анри Бергсон. Немецкий художник русского происхождения Василий Кандинский тоже участвовал в движении «пластичек» так называли много численных последователей-подражателей Дункан и даже ставил балет в Баухаусе в 1925 году. Но в целом многочисленные студии «босоножек» так их называли за то, что они в след за Дункан танцевали босиком представляли собой что-то вроде кружков мистика Гурджиева, который тоже продвигал свои техники тренировки и вел студию. Можно вспомнить роман Людмилы Улицкой «Лестница Якова», где она описывает, как стремились девушки в эти студии и чем там занимались.
По сути, из этого движения, а запретили его сразу в начале военного коммунизма в 1924 году появилось несколько направления. Первое это советские школы спортивной и художественная гимнастики- они переняли различные методики тренировок, которые отрабатывались в студиях. Второе — это балетное направление, которое ассоциируется с Баланчиным (безсюжетность) и Мясниным (эксперименты), как не странно эти серьезные хореографы тоже тусовались в среде «пластичек-босоножек». Третье это феминизм. Дункан часто демонстрировала голую грудь заявляя, что это искусство, обнаженность полная или на грани была для «пластичек» чем-то вроде манифеста и предавалась этому не только Ида Рубинштейн. Значительная часть этого движения было уничтожено чекистами перед второй мировой войной.
Книга любопытна, как доскональное исследование того, что и когда происходило в разнообразных пластических студиях. Она дает представление и об эпохе в целом. Исследование действительно обстоятельное с качественно проработанными источниками. Книга не только рассказывает о пластическом искусстве и движении «босоножек», она дет еще ону грань понимания того, что все же происходило тогда с Россией и почему все закончилось. Сейчас мы живем в период, когда на смену условному НЭП приходит Военный коммунизм и в этом смысле книга представляет собой особенную ценность.