Фильм имеет ярко выраженный антихристианский, антиклерикальный характер и сам факт того, что он появляется в мракобесной Испании 1961 года- очень показателен. Испания 1961 года одна их самых отсталых стран Европы, страна, которая лет двести делала огромные шаги назад и дошла до голода. Все это произошло из-за того, что ее население так и не смогло перейти от молитв к делу. Католицизм мешал интеллектуальному развитию и соответственно экономика разрушалась. Для современной России это более чем актуально. Мракобесы одевают штаны на античные скульптуры, население поголовно оболванено, и вместо больниц, которые правительство закрывает лечится в церквях, которые открывают на каждом шагу. Беда только в том, что нет в России своего Бунюэля и так называемые потомственные деятели культуры, все эти бондарчуки и михалковы обслуживают властный заказ и погружают страну во мрак средневековья. По большому счету что еще так же бесполезно, как молитва? Наверно спорт. Именно спорт и православие стало самым важным в современной России- никто не хочет работать, все хотят молиться и бегать неизвестно куда и зачем.
Над фильмом работали
Луис Бунюэль. Выдающийся испанский режиссер. Более того единственный представитель испанского кино классического периода. Даже сейчас его имя первое среди испанских режиссеров, разве рвотно-гомосексуальный Альмадовар со своими страданиями приходит еще на ум. Первую «Золотую пальмовую ветвь» Бунюэль получил в 1951 году за фильм «Забытые», вторую в 1959 за фильм «Назарин», третью за фильм «Девушка» в 1960, четвертую через год за фильм «Виридиана». Из других серьезных наград стоит отметить «Оскар» и «BAFTA» за фильм «Скромное обаяние буржуазии». Было еще три Венецианский Крылатых льва, в том числе за фильм «Дневная красавица» о котором мы рассказывали. Его последние фильмы «Призрак свободы» и «Этот смутный объект желаний» вызывают ожесточенные споры до сих пор. Всего он снял больше 100 фильмов, большую часть в Аргентине, тогда это была одна из самых богатых стран мира. Фильмы аргентинского периода шаблонны и малоинтересны, но они дали Бунюэлю школу. Мне кроме прочего нравится его «Дневник горничной», «Тристана», «Достойная история». Мы будем снова и снова возвращаться к его творчеству.
Сильвия Пиналь, женщина потрясающей красоты. Много снималась у Бунюэля. Это и фильмы «Ангел-Истребитель» и «Симеон Столпник». Еще в 80-90 годы много снималась в сериалах. Сыграла важную роль в фильме «Кстати о Бунюэле». Громкие награды ее обошли, хотя она довольно интересная актриса. Я считаю ее некой предтечей появление на экране Катрин Денев, которая так же фарфорово холодна.
Франсиско Рабаль, один из самых востребованный и известных актеров Испании. Этот человек ковал славу Бунюэлю. Он снялся практически во всех его звездных фильмах- «Назарин», «Дневная красавица», «Виридана». Но главную свою награду «Золотую пальмовую ветвь», он получил за роль в фильме М.Камус «Святые невинные». Снимался и в фильме Антониони «Затмение».
Фернандо Рей, еще одна легенда испанского кино и любимейший актер Бунюэля. Он снялся почти во всех его поздних фильмах: «Скромное обаяние буржуазии» и «Этот смутный объект желания», а так же в «Виридиане» и «Тристане», но свою «Золотую пальмовую ветвь» он получил за роль в фильме режиссера К. Саура «Элиза, жизнь моя».
Если говорить о фильме, то его антиклерикальный пафос так же расстраивает в художественном смысле, как радует в идеологическом. Есть в нем что-то сродни пошловатым и ходульным пьесах А.П.Чехова. Чувствуется, что Бунюэль еще не совсем выскочил из латиноамериканского кинопроизводственного конвейера и работает так, как там. Выпускать 2-3 фильма в год не просто и тут не до изысков. Хотя отдельные кадры очень хороши. Горящий венок, под тем самым деревом, где повесился человек, который пытался и в общем спас от христианского омута молодую девушку- производит положительное впечатление. Но предсказуемый финал и несколько неприятные ассоциации пиршества нищих с так называемой тайной вечерей возможно чуть через край. Дело не в чувствах верующих, дело в том, что изображая камеру таким образом, он как режиссер дает оценку и своей жизни. Кино высокое искусство и тут нельзя увлекаться. Хотя грудь в корсете Сильвии Пиналь способна храниться в памяти забитой порнографией долгие годы, вы уж не сомневайтесь. В остальном… Мне нравится его язык, я посмотрел почти все его латинские фильмы и может быть поэтому вижу так много самоцитат, которые раздражают.