Трудно сказать, что движет Барри Левинсоном и понимает ли он настолько бичуемое им американское общество справедливее, например, общества российского, но из песни слов не выкинуть. Показательно, что фильм получил только одну второстепенную номинацию на «Оскар» и содержит заявления различных государственных служб США, что история вымысел, хотя автор и отрицает это. Нам показывают систему исправления для подростков. Туда угодили четыре подростка в следствии шалости, которых был убит человек. Оказавшись в тюрьме, они были изнасилованы надзирателями, которые много раз пользуясь полной безнаказанностью насиловали 12-летних детей и даже убили одного подростка за то, что он позволил себе выиграть у тех в спортивных состязаниях. Понятно, что в России подобное происходит постоянно и газеты сообщают об этом с ленивым постоянством, как о само собой разумеющейся вещи. При этом подобное постоянно происходит не только в тюрьмах, но и в российской армии. Фильм все же вдохновляет тем, что сейчас подобное невозможно, значит и Россия пусть не через 50 лет, ну так через 150 может победить подобные пороки.
Над фильмом работали:
Барри Левинсон. Американский режиссер, который получил культовый статус после фильма «Плутовство» (про хвост и собаку). Мне безумно нравится его оскароносный фильм «Человек дождя» с Дастином Хоффманом и «Донни Браско» с Аль Пачино. О фильме «Унижение» с Аль Пачино мы писали на нашем ресурсе.
Роберт Де Ниро. Актер легенда заслуги которого в области создания бандитских саг типа «Славные парни» и «Казино» режиссера Мартина Скорсезе не оспоримы. Собственно, как и психологически глубокие роли в фильмах типа «Игра в прятки». Актер легенда, актер гарантирующий успех любому фильму.
Кевин Бейкон. Получил «Золотой глобус» за работу в телесериале «Добровольцы». Снимался в фильмах «Убийство первой степени» и «Несколько хороших парней».
Бред Питт. Мегаизвестный актер. Снялся в культовом фильме «Бойцовский клуб». Получил «Оскар» за роль в фильме «12 лет рабства». Из последних его работ можно выделить фильм «Игра на понижение», о котором мы рассказывали.
Мысль о том, что нельзя повысить собственную ценность за счет обесценения других, не смотря на свою банальность все же не доступна большинству россиян. Особенно это касается тех, кто обличен властью. Армия, полиция, прокуратура и суды наполнены морально не полноценными людьми для которых унижать других самое приятное в жизни. Понятно, что это люди сломанные, глубоко несчастные и не полноценные, но именно они сейчас управляют страной. Результаты этого управления очевидны для всех. Я далек от мысли, что их нужно убивать, но видя каждый день этих созданий испытать что-то кроме ненависти я не могу. В фильме нам показывают подобных офицеров в тюрьме. Они отравляют жизнь подростков сексуальным насилием и гордятся этим. Каждый может рассказать о подобных знакомых их российской армии, куда пришлось попасть многим. Думаю, что в тюрьмах ситуация еще хуже.
Второй аспект этого фильма- месть. Герои ждали по двадцать лет, чтобы отомстить своим насильникам и не просто их убить, а опозорить. Это им удалось. Мне можно говорить, что угодно, но я знаю, что самое главное в мире месть. Пусть не всем врагам удается всадить что-нибудь в висок, многие умирают сами, но пока тебе есть кому мстить, пока ты вычеркиваешь из своего списка тех, кто получил свое- ты живешь. Есть много важного, но нет ничего важнее мести.
Герои фильма смогли выполнить свою главную жизненную цель, все их враги умерли. Умерли при их участии. Я назвал бы этих парней великими и даже тех, кто погиб в бандитских разборках, не став полноценным человеком, после насилия, которое пережил от так называемых офицеров исправительной системы. Я предлагаю каждому выпить не только за то, чтобы увидеть смерть врага при этой жизни, но и за то, что бы суметь поучаствовать в ней активно. Пусть нам придется ждать 10,20 или 30 лет. Но ничто не сделает седого старика таким счастливым, как нож воткнутый в случайного прохожего. Пусть будет так, пусть мы сможем дожить. Главное не терять врагов из виду и главное не простить.