Наверно стоит отметить выдающуюся операторскую работу. Хотя Свен Ньюквист снял почти всего Бергмана и это можно отмечать для любого его кино. Не знаю, кто придумал молочные засвеченные кадры, которыми наполнены фильмы Бергмана, но я нахожусь под их очарованием долгие годы, и оно не пропадает. Я детстве, когда я занимался в фотокружке, мне нравились такие изображения и я их делал сознательно, хотя руководитель очень ругался и требовал идеальных по резкости изображений, возможно любовь к таким полутонам у меня с раннего детства.
Фильм рассказывает историю семейной жизни пары. Это муж преуспевающий бизнесмен и не менее удачливая владелица модного дома. Семейная жизнь через призму психотерапии излюбленная тема Бергмана. Нельзя сказать, что она началась в «Сценах супружеской жизни» или с его грандиозного Оскароносного фильма «Фани и Александр» уже в первом фильме «Кризис» начинается осмысление взаимоотношений в семье, хоть и в виде странного любовного треугольника. Можно вспомнить и «Лето с Моникой», где показно, как подобные отношения рождаются. Хотя, конечно этот фильм скорее продолжение «Лицом к Лицу», причем продолжение предельно не затейливое и рассчитанное на не слишком взыскательного зрителя. Телевизионный фильм по определению кино не великое и второсортное. Дело тут даже не в том, что, например, в России телевизор превращен в явление поистине постыдное. Просто так устроено кино.
Сюжет не выдерживает критики и не соответствует действительности. Нам показывают, как к психотерапевту приходит пациент и рассказывает о своих переживаниях. Ему хочется убить свою жену. Психотерапевт звонит жене и предлагает встретится. При этом не только рассказывает о переживаниях мужа, но и пытается соблазнить жену, даже отправляет ее в душ. Не знаю тянет ли это на тюремный срок, думаю в Америке тянет, но пожизненное лишения права заниматься психотерапией тут не вызывает сомнений. Понятно, что в России психотерапии не существует, а так называемые психотерапевтические общества находятся в зачаточном состоянии, но те 3-4 терапевта, что каким-то чудом живут в России не будут рады такому фильму и такой работе коллеги. Собственно, надеюсь, что такое не реально даже в России.
Далее нам показывают героя, который пытался покончить собой из-за насмешек жены, которую он не смог использовать для анального секса в следствии отсутствия у него эрекции нужной силы. Длинный диалог друга жены- гомосексуалиста об отношениях. При том, что именно этот гомосексуалист и порекомендовал проститутку. Это все происходит в европейской стране с культурными традициями проституции и трудно поверить, что для этого нужны рекомендации сорокалетнему мужчине. Тем не менее это все составляет основу сюжета. Придя в пип-шоу герой договаривается о половом акте с танцовщицей. Но и это не дается тому просто, он пытается уйти, но двери заперты и надо действовать. Действует он по схеме, которую опробовал на жене- душит проститутку, но теперь со смертельным исходом и занимается с ней анальным сексом пока она не остыла. Мертвые не смеются…
Первый звонок о преступлении, он делает своему психотерапевту. Далее его заключают в камеру, где он играет с собой в шахматы и часами заправляет свою постель. В конце нам услужливо устами психотерапевта сообщаю, что произошло. Герой находился под опекой своей тоталитарной матери, а потом перешел под опеку не менее властной жены. Первый раз он почувствовал себя с женщиной свободно именно при посещении проститутки и сделал то, что хотел- убил и трахнул в задницу. Хорошо, что еще не рассказали о его скрытом гомосексуализме, который спровоцировал ненависть к женщине.
Я не могу сказать, что очень разочарован, но фильм в общем похож на «Око дьявола», где хотя и не без таланта нам показали нечто совсем не гениальное. Хотя справедливости ради стоит заметить, что Бергман снял столько фильмов, что ждать гениальности от каждого, наверно и не стоит. Скорее это мои личные ожидания и представления о прекрасном, которые никто не должен поддерживать. В целом кино не противное, наполнено голыми женскими телами, хотя основной интерес вызывает не танцующая без одежды проститутка, а край трусиков, который мелькает в кадре на попе жены героя в пижаме.