Сценарий фильма создан по роману Клауса Манна (сына Томаса Манна) где тот рассказывает историю своего друга. Фильм является частью трилогии режиссера Иштвана Сабо, далее следовали фильмы «Полковник Редль» и «Хануссен». Фильм рассказывает о том, как начинался Третий Рейх. Талантливый актер строит свою карьеру, не считаясь с моральными соображениями. Он с помощью женщин добивается покровительства, сначала деятеля Веймарской Республики, а потом и всемогущего премьер-министра гитлеровского правительства. Это позволяет ему стать из актера провинциального театра – директором национальных театров Германии. Практически это современная ситуация России. Мы наблюдаем точно тоже самое в повседневной жизни. Зеркальная картинка пугает. Хорошо понятно, куда ведет величие, к которому так стремится правительство современной России и что ждет продавших душу дьяволу деятелей современной российской «культуры». Сам фильм воспринимается, как картинка из современных российских новостей.
Над фильмом работали:
Иштвана Сабо - венгерский режиссер. Получил первую номинацию на «Золотую пальмовую ветвь» еще в 1977 году за фильм «Будапештские сказки». Далее следовал «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля за фильм «Доверие» (1980) и потрясающий успех фильма «Мефистофель» (1981). Вторая часть трилогии не получила такого же успеха фильм «Полковник Редль» получил «Золотую пальмовую ветвь» и премию «BAFTA», но на «Оскар» фильм был только номинирован. Третья часть «Хануссен» получила только номинации на «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь». Далее он получил «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля за фильм «Милая Эмма, дорогая Бебе…».
Клаус Мария Брандауэр, как не странно самый успешный его фильм, с точки зрения наград это фильм С.Поллака «Из Африки» именно за него он получил «Золотой глобус» и номинации на «Оскар» и «BAFTA». Трудно не запомнить и его роль в фильме «Белый клык» режиссер Блайзер. Понятно, что он сыграл во всех трех фильмах «Немецкой трилогии» Иштвана Сабо.
Кристина Янда, выдающаяся польская актриса. Она получила «Серебряную пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале в 1990 году за фильм «Допрос» режиссера Бугайский. Кроме того, зрители помнят ее по фильму Кшиштофа Занусси «Жизнь, как смертельная болезнь, передающаяся половым путем». Играла она и в «Декалоге» великого Кислевского.
Рольф Хоппе. Очень востребованный немецкий актер, которому удалось не получить ни одной серьезной награды.
Как я уже писал главное в этом фильме возможность наблюдать за тем, как происходит деформация человеческой личности. Вспминается фильм Росселинни «Германия год нулевой», как некий финал всего этого. Путин, который повторяет слова нацистского премьер-министра о «величии» тоже звучит очень кстати, прямо дословная цитата. Ну, а мы можем наблюдать, как жажда славы и успеха приводит в общем не самого плохого человека, талантливого актера в ситуацию, когда он полностью парализованный страхом становится рабом системы. Мы можем видеть, как нечто похожее случилось в Федором Бондарчуком и другими деятелями культуры. Некоторые типа Никиты Михалкова просто делали жизнь по этому фильму, как по учебнику. Вообще история немецкого фашизма удивительна, например, нацистам пришлось убить более 50 депутатов, что бы подчинить себе парламент… В России для это не нужно было делать ничего. Можно искать оправдания для актера, который хотел играть и быть кумиром миллионов, а можно просто спросить себя, что ты дал бы за право быть кумиром миллионов? Вот лично я ничего. Возможно именно поэтому образ Мефистофеля и представляется мне столь отвратительным. Слушая восьмую симфонию Малера в исполнении Валерия Гергиева, я долго думал зачем ему нужно сотрудничество с властями и концерты в Пальмире? Не могу найти для себя ответа- он мог бы работать в любой точке мира и зачем ему все это? Неужели это правда, что свобода нужна не всем и большинство, как говорила Елена Чаушеску просто черви, которых нужно кормить и убивать?