А. Рубанов. "Психодел".

А. Рубанов. "Психодел".
23 июнь 2015
Оцените материал
(104 голосов)

Прочитал роман Андрея Рубанова «Психодел». Что тут можно сказать? Да, прочитал… Зачем? Наверно, чтобы жизнь не казалась малиной. Сказать, что Рубанов — автор милых и приятных рассказов (сборник "Стыдные подвиги") и удивительно убогого романа «Психодел», — это значит ничего не сказать. Эдакое литературное отражение российских понтов в прозе, о которой можно сказать только, что она банальная и убогая. Весьма тенденциозное повествование с претензией на знание жизни во всей ее полноте и многообразии. Сказать, что я разочаровался в Рубанове, — не сказать ничего. Хотя особых ожиданий, в общем-то, не было. Хотя буедм честны, например Михаил Елизаров ничуть не лучше, его точно так же хватает на рассказы и все. "Красная пленка" приятна для чтение, но прочее ужасно.

Если заняться предсказыванием сюжета, то он весьма непрост и с претензией. В центре — мальчик и девочка. Он — типичный московский мажор, профессорский сынок, накаченный и бизнесовый. Ничего из себя не представляет, деньги вкладывает в бизнес, а живет за счет сдачи квартиры, которую оставил отец. Мать живет на окраине и спивается. Девочка — настоящая сука, бухгалтер — расчетливая тварь с красивыми ногами. Ее зовут Мила, и имя ее контрастирует с общим обликом. Образ рисуется самый обыкновенный — видно, что писатель хочет показать обычную московскую девочку наших дней: лишенную морали и сострадания, расчетливую и алчную; страх — это единственная эмоция, на которую она способна, и со временем понимаешь, что она и есть настоящее зло в романе.

Есть еще Кирилл Кактус —  человек из преступного мира, занимается мошенничеством. Убил человека, отсидел три года. Вернувшись, вспомнил, что был знаком с неким сладким мальчиком, мать которого иногда жила в их коммуналке. Она периодически бросала отца мальчика из-за того, что тот был редкий потаскун. Он много, примерно на 20% романа, рассуждает о смысле жизни и пользе холодного оружия. Чувствует себя людоедом — вообще людоедская тематика весьма значима для этого романа. Кактус смакует свои рассуждения о том, что кто-то — еда, а кто-то — великий и ужасный хозяин жизни. Всё это сдабривается услышанными в детстве от отца суждениями из криминального мира. Похоже, что это происходит из личной драмы Рубанова: ему довелось сидеть в тюрьме по обвинению в мошенничестве и набраться там подобной мудрости, рассматривая вблизи подобные истории и типажи. Построения эти скорее яркие, чем точные, и глубиной они не отличаются.

На периферии есть еще одна парочка — рекламщик, вышедший в тираж, и его блудливая подружка, а также некий сенсей — преподаватель боевых искусств, в не очень далеком прошлом призер Москвы, а теперь знаток жизни и тренер подростков. Он чувствует себя настолько важным и сильным, что способен к смирению.

Кирилл Кактус проворачивает интригу: нанимает вора обокрасть квартиру сладкого мальчика и суки-бухгалтера. Внимательно изучает всё, что у них отнял. Далее возвращает вещи, создавая интригу. Знание жизни и женской изнанки быстро позволяет ему затащить девушку сладкого мальчика в койку, и, трахая ее, он строит планы, как они совместно будут доить мальчонку, причем даже не доить, а пожирать!

Всё это сопровождается занудными велеречивыми рассуждениями со всех сторон — в минаевском тошнотворном стиле. Автор действительно напомнил мне Минаева: он не так плох, но есть у него такая же ущербность. Видимо, это действительно печать поколения… Не могут люди отделаться от пафоса, не могут понять, что не важно, сколько стоят их часы или ботинки, они присоединены не к своим чувствам, но к своим вещам. Их удел — быть рабом бренда, и все их мыслишки только вокруг его силы или слабости. Бренда в самом широком смысле — как отличительной печати. Они — это минаевское поколение — не могут просто быть: им нужно быть в тренде или в стилистике. Собственно, пустоту иначе и не скрыть.

Развязка понятна, как и понятно, кто настоящее чудовище и людоед. Это вовсе не Кирилл. Девица сбегает от своего рекламщика в отставке к каратеке. Рекламщик каратеку убивает. Очень показательно: толстый и нелепый очкарик оказывается сильно мощнее и выше духом понтующегося героя каратеки… Кирилла Кактуса подружка мальчика убивает во время одного из совокуплений. Она не хочет делить сладкого мальчика ни с кем, хочет сожрать этого слизня сама и целиком. Судьба его незавидна. Героиня с нежным именем Мила и есть настоящая и опасная тварь, рядом с которой криминальный Кактус — просто одуванчик! Россия становится место где собирается все самое ужасное и в этом смысле, слова о том, что надо валить- разделяют все!

Написано неплохо, и если говорить только о слоге, то чтение удовлетворительное — это не Устинова или какая-нибудь Маринина! Рассуждения глуповаты и изрядно напыщенны, но это всё же не блевотина Минаева. Читать можно — хотя бы для того, чтобы понять, что могут думать глуповатые люди.

К чтению рекомендовать не могу; по-моему, как-то сгоряча скачал еще одну его книжку — может, и прочитаю.

 

Прочитано 2060 раз Последнее изменение 09 дек 2015

3 комментарии

  • Евгения Васильева 20 сен 2018 написал Евгения Васильева

    Вроде бы даже захватывает с первых минут. Но чем дальше, тем больше понимаешь, что автор не стремился к какому-то шедевру. Скорее всего стремился написать очередную книгу. И в итоге штампы, не интересно... и как-то нудно.
    В принципе задумка неплохая. Но вот реализация так себе. Много интересных моментов, но они абсолютно не раскрыты.
    Для меня эта книга - просто набор букв, знаков препинания и местами они даже не связаны. Никак

    Пожаловаться
  • Алиса Котова 01 фев 2018 написал Алиса Котова

    Вообщем надо с осторожностью подходить к чему-то современному русскому из России. Потому что это обычно провальный вариант.
    Эта книга не оказалась исключением, скорее всего это подтверждение моей мысли)) Не знаю, но она получилась какой-то сырой, недоработанное.
    Конечное, в книге есть задумка... но это реально получился какой-то психодел. Который ну очень сложно понять.. наверное, есть почитатели этой книги, но она не для меня.
    Про лексику.. мне очень читать книги, в которых очень много используется мат. Нет, тут дело не в ханжестве. А в понятии литературы, она несет вроде что-то прекрасное. Но вот мат как-то опускает книгу и делает ее гадкой

    Пожаловаться
  • Кирилл Азимов 20 мая 2016 написал Кирилл Азимов

    Все таки Андрей Рубанов мастер реалистичной прозы...может даже слишком, но у него получилось показать выстроить рассказ о московских мальчиках и девочках, которые имеют высокий страт, благодаря папашам и мамочкам, но как большинство просто спустили в унитаз..
    Выше написано достаточно объемно и ясно. ..Так что при положительном настрое на русскую прозу читать можно. ...

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены