Удивительно что подобные романы все еще пишут, раньше- во времена Дюма их писали для журналов, которые выходили через определенные промежутки и держали читателя в некотором напряжении, а сейчас? В любом случае романы — это увлечение далекого прошлого и современная молодёжь не понимает толка в подобном развлечении, лет через 30 не останется никого, кто мог подобно моему поколению получить от этого удовольствие.
От романа Пэрэс-Рэвэрто «Мост убийц» не стоит ждать слишком многого, как и любой роман, который является частью серии он не литература, а индустрия развлечения. Не случайно даже великолепные романы Иена Пирса о Флавии и Аргайле типа «Комитет Тициана» или «Бюст Бернини» не идут ни в какое сравнение с его великими романами «Перст Указующий» или «Сон Сципиона». Так и серия о приключениях капитана Алатристе совсем не литература уровня «Севильского причастия» даже близко нет. Понятно, что рынок диктует свои правила и писатели вынуждены эти правила принимать или не будут писателями. В общем это даже не «Королева Юга», тут все подчинено продажи предыдущих и следующих книг.
После столь долгого предисловия расскажу о романе. Пересказывать его сюжет смысла не имеет из-за его простоты и главное. Он будет до конца понятен только тем, кто прочитал предыдущие шесть романов. Нашего капитана и его преданного помощника Иньиго Бальбао подряжают не много ни мало совершить переворот в Венецианской республике. Планируется убить Дожа и назначить нового, который симпатизировал бы Испании. Для этого всего-то нужно поджечь еврейский квартал, захватить и взорвать арсенал и во время мессы убить старого дожа. Понятно, что данное действие предлагается совершить группой диверсантов при помощи местных не довольных функционеров и коррумпированных государственных служащих, и военных. Пикантность сюжету придает тот факт, что задание вместе с Диего Алатристе должен выполнять его давний враг по другим романам. Они все никак не могут свести счеты и тут договорились сделать это после задания. Понятно, что и после задания они сделать это не успевают, настоящему Бэтмену всегда нужен свой Джокер. Правда мне всегда больше нравился Джокер, хотя бы потому, что у него есть особенно чувство юмора, что согласитесь важно.
Далее все как положено, красавицы венецианки, шпионы святой инквизиции и не порядочность государственных деятелей. Эротический узел сюжета формируется вокруг венецианки- содержательницы борделя для высок оставленных клиентов. Она уже не работает, но безумно хороша собой. Вспоминается Иосиф Бродский и его недопонимание с одной венецианской красавицей, ее даже можно увидеть в одном документальном фильме, где она жалуется на домогательства нашего гения. Гения можно понять- высокий рост, крепкий полноватые, длинные ноги и тяжелая грудь… Собственно, наша героиня такова. Когда Алатристе отказывается натягивать присланных ему малолетних потаскушек, он получает ее тело… Иньиго довольствуется служанкой, которая красива, скромна и обладает недюжинным темпераментом. Именно она становится первой ласточкой- ее выявляют, как агента инквизиции и в общем судьба ее не завидна- с члена на виселицу за 30 секунд- времена суровы. Второй ласточкой становится монах, который должен убить дожа, его нервы не выдерживают. Но заговор проваливается не из-за этого…
Нам дают сложный политический расклад, в следствии которого Испания теряет интерес к Венеции и начинает другую, более выгодную политическую игру в другой итальянской республике. Ну, а диверсанты всегда были, есть и будут расходным материалом. Все эти Павлы Судоплатовы могут быть прекрасными героями романов, но в реальности с ними никогда и никто не считался, а их жизни были чем-то вроде статистической погрешности. Тем не менее история, стоившая жизни многим героям, в том числе и знакомым нам по другим книгам заканчивается для Диего Алатристе и Иньиго Бальбаон благополучно. Конечно, все понимают, что диверсантов предали, но… Мне правда интересно заплатили ли им обещанное, что стало с полногрудой и попастой венецианкой.
Венеция прекрасная декорация романа, она описана примерно так, как показана в фильме Николаса Роуга «А теперь не смотри»- прозрачная, таинственная и невозможно притягательная в обстоятельствах, которые не располагают к этому. Дело не в том, что я люблю этот фильм, а может быть именно в этом, но для меня Венеция из этого фильма всегда реальнее настоящей Венеции.
Ну и обычное читать или не читать? Читать, конечно, это все же не Пелевин.