В основу сценария положена повесть Джозефа Конрада. Конрад уникальное явление в мировой литературе. Он родился в Бердичеве в Российской империи, был поляком по национальности и стал классиком американской литературы. Примеров подобного в истории практически нет. Кафка и Набоков все же, хоть и не были рождены в семье национальности, которой они стали классиками все же… Отец Набокова был англоманом и Владимир рос в англоязычной среде. Для Кафки немецкий тоже не был чужим с рождения. Фильм рассказывает о наполеоновских войнах через призму отношений двух офицеров, которые за и время из лейтенантов стали генералами. Это красавчик Юбер и вспыльчивый дурень Ферро. Они много раз сражаются на дуэли и в конце…
Над фильмом работали:
Ридли Скотт. Выдающийся британский режиссер. Трехкратный номинант на «Оскар» (фильмы «Черный ястреб» и «Тельма и Луиза», «Гладиатор»). Из громких наград, кроме Пальмовой ветви имеет BAFTA за вклад в британское кино. Мы писали о его фильме «Гангстер».
Кит Керродин, американский актер. Получил «Оскар» и «Золотой глобус» за фильм «Нешвилл» режиссера Роберта Олтмена. Эта награда нашла героя за три года до съемок в фильме «Дуэлянт». Мне не показалось, что эта его работа была так же хороша. Возможно поэтому у Кита больше и не было кинонаград. И снимался он в сериалах. Правда есть фильмы типа «Элвис и Анабелль» режиссера Гейджера, где он появлялся на вторых ролях.
Харви Кейтель, актерская судьба его так же не совсем сложилась. Самый удачный фильм в плане наград «Багси» великого Барри Левинсона («Спящие», «Унижение») принесла ему только номинации на «Оскар» и «Золотой глобыс». Самая его громкая награда — это «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля за фильм «Дым» режиссера У.Ван. Хотя зрители будут помнить его за фильмы типа «Таксист» Мартина Скорсезе или «Бешенный псы» К.Тарантино.
Альбер Финни. Пять раз номинировался на «Оскар», три раза получил «Золотой глобус». Дважды премию «BAFTA» в том числе за великий фильм Карела Рейша «В субботу вечером, в воскресенье утром». Снимался у Ридли Скотта в фильме «Хороший год» и был неподражаем в фильме культового Тима Бертона «Крупная рыба».
Фильм рассказывает о том, как офицеры наполеоновской армии строят отношения между собой. Не знаю, может быть потому, что просмотр этого фильма совпал с чтением романа Перес-Реверто «Гусар» мне показалось, что герои имеют очень много общего. Это не в кое случае не подозрение в адрес Артуро Перес-Реверто в плагиате, он известный эксперт в области наполеоновских вой и его романы об этом периоде «День Гнева» и «Тень Орла» прекрасно это подтверждают. Тем не менее. Представление о чести и смысле жизни героев полностью совпадают.
Перед нами случайная ссора, которая приводи к дуэли, которая длится почти двадцать лет. Неотступно следуя друг за другом, герои ставят свою жизнь на кон. В этом нет смысла, нет чести- простое бессмысленное упрямство приводит к тому, что люди подвергают свою жизнь смертельной опасности снова и снова. Их не останавливает ни изменившиеся обстоятельства и даже ребенок, который рождается у одного из дуэлянтов.
Не знаю, насколько в современной жизни возможны подобные отношения. Когда Ферро, а зачинщиком являлся именно он чуть было не попал на виселицу, его спас именно Юбер. Знал ли он, что это означает продолжение дуэли? Понимал, что его извинения не будут приняты? Наверно да, но все равно спасал своего заклятого врага.
Конец фильма предсказуем, нет не случилось чего-то выдающегося. Помню был такой фильм, еще советский с Костолевским в главной роли, наверно подсказок хватит. Хотя среди читателей полно молодых людей, которые уж точно фильм этот не смотрели и не посмотрят. Их ждут масшабные поделки современных, так называемых режиссеров михалковского розлива, тем более, что один из них обещает снять что-то похожее.
Фильм стоит посмотреть, это Ридли Скотт.