При этом Дорота Кобела и Хью Уэлшман, смогли получить финансирование на свою работу через польский Институт киноискусства, а переподготовка профессиональных живописцев в художников-аниматоров была профинансирована в том числе, через краудфандинговую платформу. Трудно представить, но гражданское общество в Первом мире способно на многое и даже на такое. В России до этого еще далеко, но как мы видим шансы такие есть.
Фильм получил номинации на основные кинонаграды в номинации «Лучший анимационный фильм года»- «Оскар», «Золотой глобус» и «BAFTA» проявили единодушие. «Оскар» получил фильм «Тайна Коко» мне название этого фильма не говорит ничего, но безусловно жюри виднее. Я тоже не в большом восторге от этого фильма. При всей любви к живописи Ван Гога, я не готов хвалить и восторгаться любым произведением о его жизни. Собственно, и художественного средства из разряда «Ангину автогеном» тоже мало.
Если говорить об идеи фильма- оживить с помощью художников аниматоров и актеров полотна Ван Гога и рассказать с их помощью историю его смерти и казусов, которые существуют вокруг этого то она мне кажется не очень хорошей. Безусловно рисовать в манере Ван Гога, особенно если нет задачи придумывать провинанс и готовить продукцию к продаже могут очень и очень многие. Но мне это не кажется чем-то правильным. Любой такой продукт — это не более чем модель. Модель отличается от оригинала всегда и позволяет отражать только то, что нужно для целей моделирования. В противном случае моделирование не имеет смысла. В случае Ван Гога подобное моделирование не имеет смысла уже потому, что невозможно определить те самые допущения. Это как оптимизация, которая не может производиться без определения, как минимум критериев оптимизации. В общем моделирование становится профонацией.
Если говорить о содержании. Для меня особую ценность в фильме представили следующие моменты:
- никогда нельзя растворятся в другом человеке и никогда нельзя строить свою жизнь на том, чтобы сделать это растворение полным. Болезненная дружба братьев Тео и Винсента, которая стоила жизни обоим это хорошо иллюстрирует. Я много раз пытался начать чтение их переписки и каждый раз прерывал это занятие понимая все патологичность их отношений. Каждый раз, когда ты вдруг решаешь, что другой человек — это часть тебя и полностью тебе тождественен случаются проблемы. Возможно понять границы себя и научиться уважать и охранять границы другого и есть секрет человеческой жизни?
- меня буквально потрясло то, что Ван Гог хотел быть понятым и услышанным, что ему хотелось раскрыть свое сердце людям. Много раз я ловил себя на мысли, что мне подобное чуждо. Я терпеть не могу людей и уж точно ничего им не хочу дарить и раскрывать. Возможно поэтому в свое время я променял великий дар на усиленное питание и никогда об этом не жалел. Возможно именно эта любовь к людям, именно это стремление сделать что-то великое и позволяющее раскрыть его сердце полное любви и добра и являлось пружиной его творчества и является причиной любого творчества?
В любом случае фильм получился красивым и очень приятным, образы не глубоки, но очень красивы, можно просто наслаждаться картинкой, но при этом нужно помнить, что сейчас работы Ван Гога стоят от 60 миллионов долларов, а при жизни он не всегда бывал сыт и при этом все время хорошо понимал, что он обуза для единственного живого человека, который его любил. Незавидная судьба и в общем, смерть чем бы она не была вызвана была для него радостным окончанием его жизни.
Стоит или нет смотреть этот фильм? Это тот самый случай, когда я не могу и главное не хочу ничего говорить по этому поводу.