Режиссерские находки и ходы банальны даже больше и удивительно, как можно собрать столько банальностей на одной сцене и главное зачем? Зрители покидали свои места, не дождавшись антракта потому, что тратить свое время на рассматривание этого просто не имело никакого смысла. Правда демаршей не было и покинуло зал процентов 10 не больше. Подобные зрелища вызывают только тоску, а для уходя со спланированного мероприятия нужны сильные эмоции. Ожидаемо зал был заполнен представителями польской диаспоры. Женские ноги были очень хороши и их можно было рассматривать у соседок.
Если говорить о польском искусстве и вообще поляках я не могу рассматривать их иначе, чем через призму Холокоста. Понятно, что это мой личный взгляд и, например, Данни Ватин в романе «Сокровища господина Искаковица» предложил на ни несколько иной взгляд, как на дикое племя, которое когда-нибудь окультурится. Лично мне кажется, что поляки и их национальная суть полностью может быть описана историей. Они упрекают Рокоссовского за то, что тот не помог Варшавскому восстанию и вошел своими войсками в Варшаву слишком поздно. При этом они забывают о по-настоящему Великом Восстании в Варшавском Гетто, которое был затоплено в крови и которому на помощь поляки не пришли. Фильм «Пианист» Романа Полански хорошо иллюстрирует эти события. Можно ли презирать тех, кто не достоит ненависти и что еще можно с ними делать?
Драматург Витольд Гомбрович известен тем, что он написал пьесу «Ивонна, принцесса бургундская» перед самой войной. Всю войну он провел в Аргентине. Повезло- покинуть Польшу было не просто, особенно если ты еврей. Евреев народы мира держали в качестве жертвы выразителю чаяний немцев Адольфу Гитлеру. Был ли он евреем? Не знаю и не хочу знать. После войны он не вернулся в коммунистическую Польшу и естественно не был известен ни на Родине, ни в социалистическом лагере. Хотя его пьесы ставили… например, «Ивонну принцессу бургундскую» ставил даже главный режиссер всех времен и народов в моем личном рейтинге Ингмар Бергман.
Режиссер Гжегож Яжина… Учился философии, потом теологии. Затем возглавил театр «ТР Варшава». Отличается тем, что ставит очень прогрессивные спектакли и покоряет ими всю Европу. Возможно представленный нам спектакль просто его творческий провал, возможно, что он действительно талантлив. Я не видел его спектаклей и постараюсь их не увидеть. Хотя… мне понравилось, что спектакль шел с субтитрами на английском. Оказавшись где-нибудь на чужбине, где родной язык какой-нибудь чешский это может стать большим плюсом.
Теперь о спектакле. Модно до тошноты. Вместо декораций странные предметы с выраженной геометрией. Вместо занавеса световое шоу. Вместо музыки, да у этого был автор, которого заявили в программке набор нелепых звуков. Не обошлось и без Матрицы. Наверно самый привлекательный персонаж Кирилл в исполнении Кирилла Быкова двигался, как в замедленной съемке, разумеется в темных очках. Во время перетаскивания бетонной трубы, которая была важной частью декорации, нам выдавали сентенции. Первая о Сальвадоре Альенде повеяла новизной, я изумился почему такое банальное действие и не Че Гевара? Но дальше мои ожидания оправдались! Убогий рассказ о потреблядстве и консюмеризме в стиле «99 франков». И в конце о конформизме с использование экспериментов, которые доказывают, что большинство согласится с любой глупостью, если его убедят в том, что большинство так считает. Что с поляками не так? Мы из России и Оруэла нам не надо читать мы в нем живем каждый день.
Довершением банальности нам продемонстрировали голые сиськи одной актрисы (Иза Мария Фомина)- весьма качественные стриптизные сиськи. Пожилую актрису Агриппину Стеклову в фетишистском силиконовом костюме из секс-шопа и в довершении совершенно голую Ивонн- Дарью Урсуляк- вполне милое домашнее тело, но трусы его бы украсили. Так же банально звучали заклинания королевы и любовницы принца, воспринятые зрителями, как находки сцены камердинера и короля. Все это пережёвано и показано на сто рядов, как и голое женское тело на сцене… Несколько не аппетитного вида мужчин в трусах, конечно свежее, но я не люблю мужчин в нестиранных трусах.
А как же трагедия, драма и эмоции? Я не поклонник Станиславского и кто такой Михаил Чехов знаю. Ждал от поляков большего. Получилось- моднявое зрелище. Даже сцена изнасилования королем невестки с помощь одноразовой перчатки отдавала вторичностью и вместо эмоция я видел кич. Но такой спектакль не увидишь в ДК «Заборосторитель»- никто не согласится показывать сиськи и таскать такие тяжелые декорации! Значит это искусство.
Браво маэстро Яжина.