МАМТ. Опера. Ж. Оффенбах. "Сказки Гофмана".

МАМТ. Опера. Ж. Оффенбах. "Сказки Гофмана".
28 окт 2017
Оцените материал
(136 голосов)

Послушал в Московском Академическом Музыкальном Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко оперу Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана». За дирижерским пультом не очень удачно стоял Евгений Бражник. Режиссер-постановщик Александр Титель. Титель в этой опере нам продемонстрировал, что он владеет сценическими подъемными машинами и может руководить рабочими, которые перемещали по сцене тяжелые предметы. Пели лучшие голоса театра: это и хорошо знакомая Лариса Андреева (зачем-то до третьего акта ее наряжали в парик и прятали прекрасные волосы- подумаешь она пела мужскую партию), Нажмиддин Мавлянов, в партии Гофмана он меня просто покорил, Блистала Наталья Петрожицкая. Были и новые для меня голоса- Дарья Терехова и Дмитрий Ульянов, который затмил приятного Романа Улыбина своим прекрасным басом.

Маленькая историческая справка.

Оффенбах. Это единственная опера Оффенбаха, он ее не дописал. Поэтому каждый театр ставит ее как считает нужным, она является самым яркий примером так называемого «открытого произведения», это когда, как сформулировал Умберто Эко- основное значение имеет дирижер-постановщик и исполнители, а не автор. Выдающийся французский композитор, как это часто бывает в мире, родился в бедной еврейской семье, да еще в Германии. Отец его был кантором в синагоге и смог отправить его и брата учиться в Париж, где Керубини (тот самый, что написал оперу «Медея») принял его, не смотря на запрет. В скорее Оффенбах стал ловким импресарио, он написал сотню оперетт и даже вдохновил открыть театр оперетты в Вене самого Штрауса. Но всемирная известность не спасла Оффенбаха, который стал выкрестом от антисемитской травли. Франция всегда была, как и сейчас антисемитской страной. Он обанкротился, перебрался в Америку. Опера «Сказки Гофмана» его последнее произведение, премьера состоялась через год после его смерти и ее перекраивали все, кто ставил.

Гофман. Немецкий писатель- родился на территории современного Калининграда, был современником Канта и мог бы посещать его лекции. Но то, что он писатель, выяснилось лет через 100 после его смерти, хотя при жизни Достоевский и другие очень его хвалили. При жизни был блестящим юристом для заработка, художником по призванию (совсем уж блестящую карьеру его прервали карикатуры, что он нарисовал однажды) и музыкант. Так же капельмейстер и дирижер, который поставил десятки опер. Первые его художественные произведения опубликовали в 38 лет. Собственно, «Повелитель блох»- последний его роман был арестован и если бы Гофман не умер… В качестве наследия остались его дела, как судьи апелляционного судьи и романы. Например, «Житейские воззрения кота Мурра» долго согревали меня в самое трудное время. Кот Мурр правда жил всего несколько лет.

Сама опера идет в МАМТе давно и поэтому странно, что оркестр так не стройно звучит и солисты порой не радуют. Лариса Андреева, конечно фантастически красивая женщина с невероятным голосом, она пела партию друга-наставника Гофман Никлуса. Конечно она не могла показать себя, как в опере «Кармен» или в одноактной опере Б.Бартока «Замок Герцога Синяя Борода», но партия примерно соответствовала размеру ее партии в опере Вагнера «Тангейзер». Наверно более важные женские партии Стеллы и Антонии (особенно) исполнила Наталья Петрожицкая, которую мы помним по партии Микаэлы в «Кармен» в партии Донна Эльвира в опере А. Моцарта Основную мужскую партию спел Нажмиддин Мавлянов и сделал это прекрасно, можно вспомнить его пение в «Кармен», но тут н был еще лучше. В МАМТ появился настоящий бас! Это Дмитрий Ульянов. Он был очень хорош и так сильно превосходит Романа Улыбина, который долгое время пел главные басовые партии в театре (партии Креонта в «Царь Эдип» на музыку Стравинского, Князя Гудала он пел прекрасно в «Демоне» Рубинштейна). Превосходит ли он Александра Тихомирова, которого я слушал в партии Мефистофеля в Новой Опере в «Фаусте» Гуно?

Спектакль мне понравился и составом певцов, и музыкой, я не знал, если честно, что ждать от Оффенбаха, слушал только несколько разных арий, который звучали не очень убедительно и даже опереточно. Мои впечатления самые радужные. Жаль, что я не почувствовал ничего мистического ни в музыке, ни в тексте. Возможно болезнь матери Гофмана, которая повлекла ее развод с отцом и сделал писания Гофмана такими странным, опять же нужда, которую он испытывал, смерть маленькой дочери никого не делают счастливыми. За МАМТ можно порадоваться, на сцене был состав, которому по плечу любые задачи. Хотя, конечно, Дмитрий Ульянов так много гастролирует и так часто поет в Большом Театре России, что надолго в МАМТ не задержится, а это очень жаль. Мне понравился его голос, просто чистое удовольствие.

Прочитано 1325 раз Последнее изменение 17 нояб 2017

2 комментарии

  • Евгения Васильева 19 нояб 2018 написал Евгения Васильева

    Открытое произведение - это всегда прекрасно. Вот когда сидела на уроке литературы, и учительница начинала говорить, а что же думал автор.. .ты начинаешь задавать вопросы - а откуда эта информация? он же ничего не говорил такое. Это своеобразное открытое произведение. Критики и историки сами додумывают
    А здесь предоставилась возможность самим авторам показать собственную интерпретацию произведения и закончить постановку самостоятельно)

    Пожаловаться
  • Алиса Котова 10 янв 2018 написал Алиса Котова

    Не могу сказать, что спектакль ну очень зацепил, огонька не хватало... но в общем и целом неплохо. Мне кажется, что на этот спектакль стоит ходить на певцов, точно выясняя, кто какую партию петь будет.
    Про сама постановку - спасибо пегаса, Венецию. Это выглядело красиво ,масштабно ,мощно. Приковывало к сцене. Но вот остальные декорации как-то не задались, даже не знаю с чем это связано.

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены