Государственный музыкальный театр им Б.А.Покровского. Опера. Б.Бриттен. "Блудный сын", И.Стравинский "Марфа"

Государственный музыкальный театр им Б.А.Покровского. Опера. Б.Бриттен. "Блудный сын", И.Стравинский "Марфа"
21 март 2016
Оцените материал
(106 голосов)

Посетил Московский Государственный Академический Камерный Музыкальный театр имени Б.А.Покровского. Слушал оперы Б.Бриттена «Блудный сын» и И.Стравинского «Марфа». Довольно спорное решение театра давать эти два довольно серьезных произведения вместе не могу одобрить. Однако, простому зрителю остается только подчиняться. Хотя если уж совсем честно, то довольно трудно после прослушивания оперы Бенджамина Бриттена «Блудный сын» после антракта переходить к прослушиванию «Марфы» весьма не просто.

Понятно, что решение это связано с продолжительностью произведений, но тем не менее… все это как продажа живописных холстов по метрам. Хотя один большой арт-дилер советского союза- «Родная речь» в метр по диагонали всегда стоит трехкомнатную на Тверской и не важно Айвазовский это или Шишкин. Две эти оперы произвели на меня довольно сильное впечатление и я даже не знаю, какая больше.

Сюжет оперы Бриттена это отрывок из так называемого Евангелия от Луки- притча о Блудном сыне. Это довольно известный отрывок и нет смысла его пересказывать. Скорее стоит рассказать о самом Б.Бриттене, истории создания оперы «Блудный сын». Как не странно история создания этой оперы связана с СССР. Б.Бриттен по приглашению Мстислава Ростроповича посещал СССР и даже встречал в компании с Д. Шостаковичем новый 1966 год. После празднования высокий гость поаещал Эрмитаж и так вдохновился картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына», что решил написать оперу. Сама по себе история выглядит весьма странной западный деятель искусства в СССР! Но мода среди интеллектуалов на социализм велика и по сей день. Не случайно ответ Каспарова тем, кто любит социализм получил такую широкую аудиторию в США. Б.Бриттен был другом Шостаковича и ему посвящена 16 симфония. Соответственно опера «Блудный сын» имеет посвящение Шостаковичу.

DSC1962
DSC1965
DSC1968

Опера из разряда тех, о которых говорят не слушать, а смотреть. Очень много внимания постановщик отдал костюмам, пластике актеров и вообще сценическому действию. Казалось бы, аскетичное решение не использовать женские вокальные партии накладывали на оперу некоторую камерность, к такому мнение располагали и григорианские хоры, которые использовались для начала и конца, сразу после детского голоса, которым читалась сама притча. Но нет, действие на сцене щедро сопровождается красивыми оголенными женскими телами, почти балетной пластикой и очень оригинальными костюмами. Костюмы сделаны в японском стиле и местами кажется, слегка слишком для оперы. Щедро используется и лазерное шоу, которое является важной частью спектакля. С одной стороны шоу несет содержательную нагрузку- опера идет на английском и на стену проецируется перевод, с другой стороны шрифты и отрывки выбраны с большим вкусом и несут дополнительную эстетическую нагрузку. Временами мне казалось, что спектакль ориентирован на западного слушателя потому, что он совершенно не привычен для России, а уж для оперы тем более. Театр им. Б.А.Покровского дает мало спектакле, находится рядом с гнездом зла- Кремлем в окружении православных соборов, казалось бы любая жизнь и любое творчество должно быть истреблено, но нет. Наверно это одна из самых европейских, современных и интересных площадок Москвы. Наверно это из-за размеров театра и из-за того, что уровень культуры российской власти не предполагает выслушивание опер.

Опера Стравинского «Мавра» мне далась трудно. Впечатление от «Блудного сына» было довольно сильным и послевкусие длилось. Два эти произведения не имеют ничего общего и… ну разве Алексей Морозов, который пел главные партии в той и другой опере их объединял. «Марфа» не смотря на комический и местами просто порнографический сюжет произведение сложное. В целом Стравинский и в «Похождении повесы» использовал сюжет морально не безупречный. Юмор, который подразумевает и либретто и постановка несколько не соотносится с музыкой. Вернее так, мне показалось, что И.Стравинский в этой маленькой опере пытается «обстебать» Чайковского и показать, что Глинка в целом вообще мало понимал, что такое музыка. Его музыкальные размышления-продолжения рядов великих русских композиторов поистине прекрасны, но моя музыкальность не так что бы позволяет это воспринимать без труда и поэтому…

Я настоятельно бы советовал разнести «Мавру» и «Блудного сына», советовал бы уходить после антракта, что бы не оказаться в неких сметенных чувствах.

Прочитано 2698 раз Последнее изменение 23 март 2016

2 комментарии

  • Инесса Шевчук 13 апр 2016 написал Инесса Шевчук

    При всем уважении, но я не понимаю положительных отзывов. Во всяком случае о "Марфе"..хочу добавить и соловья.
    Для меня вообще показалось все это студенческой постановкой.
    Театр конечно красив, местами даже пафосен, но лучше спектакли от этого не стали. С Соловьем" может по-лучше..декорации там, световое излучение, но оценить у меня не получается,
    Простите

    Пожаловаться
  • Мариша Владосская 07 апр 2016 написал Мариша Владосская

    В театре им. Покровского бывали не раз, с мужем. Очень любим его. Камерный театр ,лично я полюбила еще маленькой прелестницей...
    Мне очень нравится разнообразие в его репертуаре. Всегда есть и легкие комедии, и серьезные, даже глубокие постановки, такие, как "Блудный сын". Все работы Бриттена,на мой взгляд, вообще довольно сложные, но этим и притягивают меня, как зрителя.
    Присоединяюсь лишь к положительной критике данное произведения.

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены