Основное действие разворачивалось в полицейском участке. Декорации трудно назвать продуманными, но сценография в целом скорее была хорошей. Хотя мне не очень понятно зачем в опере столько внимание уделяется «картинке» это довольно странная общемировая тенденция. Я вообще могу слушать 4 вечера подряд «Кольцо Нибелунга» часа по четыре, и картинка не требуется совсем при этом. Мне показалось, что хождение офицеров по полицейскому участку были слишком затянуты и не добавляли к музыке совсем ничего. Общее же впечатление от оперы блестящее. Воодушевление и подъем.
Пуччини любят в Национальном театре Чехии. Мы рассказывали о постановке оперы «Мадам Батерфляй». Тогда дирижером был Jiri Strunc, вообще мы пока не писали о работе David Svec.
Главные партии исполнили:
Floria Tosca- Anda-Luise Bogza, Мы писали о ее партии «Аида» в опере Д.Верди «Аида», как и сейчас она пела блестяще. Училась в Будапеште и Праге. Поет практически весь репертуар от Верди до Дворжака. Часто выступает в Вене, Лондоне и Токио да собственно список лучших площадок, где она пела занимает полстраницы. По-настоящему сильный голос и что не менее важно- редкой красоты.
Mario Cavaradossi- Peter Berger, мы писали о его партии Ганс (Jenek) в опере Б.Сметаны «Проданная невеста». Он так же пел ведущую партии Мишель в опере Мартину «Джульетта» - и партию Пинкертона в опере Пуччини «Мадам Баттерфляй», о которых мы рассказывали.
Baron Scapia- Jiri Sulzenko. Мы писали о его партии «Король Генрих» в опере Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», как и его работе в опере Антониана Дворжака «Русалка», где он пел, но не так блестяще, как в «Тоске и «Лоэнгрине». Он выпускник консерватории Праги. Долгое время работал в Брно и в 2012 году снова вернулся в Прагу. Видимо, теперь мы будем слушать его довольно часто, что радует.
Пересказ сюжета оперы дело почти безнадежно бессмысленное, если речь не идет, например об операх Вагнера. Все укладывается в формулу тенор и сопрано хотят переспать друг с другом, а бритон или бас им мешают. «Тоска» не стала исключением из этого правила. Хотя Пуччини подвигла на создание оперы именно сюжетная линия, он увидел пьесу на сцене и решил написать оперу. Опера не очень оригинальна в плане мелодий и насыщена яркими сценами, связанными с насилием. Причем Тоска из оперной дивы в пьесе превратилась в опере в патриотку и революционерку. Публика не сразу приняла это произведение и опера, которая сейчас стала классической в репертуаре любого театра прошла долгий путь к славе.
Историческая основа либретто такая. Италия не была единым государством. Наполеон захватил Рим и установил там республиканскую форму правления, где вся полнота власти была передана консулам. Далее Рим захватили неаполитанцы., но ненадолго. Наполеон их оттуда выбил на на 14 лет завладел городом. Был я в Неаполе и уверен, что его жители не способны более 30 минут заниматься чем-то серьезным. Не удивительно, что отрицательный герой неополитанец. Он пытается соблазнить Тоску и расправится с нашим героем художником, который прячет одного из консулов, в него-то Тоска и влюблена. Далее она пытается спасти художника от казни. Противостоит домогательствам неополитанца, которого и убивает. Перед этим она получает письмо, что казнь будет ложной. Понятно, что ее обманут неополитанцы, верить этому сброду нельзя, но Тоска верит. В результате Каварадосси расстреливают, а Тоска кончает собой.
Две потрясающей красоты арии одна Тоски в конце второго акта и одна Каварадосси в последней части оперы создают невозможно прекрасную атмосферу наслаждения почти физиологического. Удовольствие продолжается несколько дней, музыка довольно сильно эмоционально насыщенная дает прекрасный заряд жизненной энергии.