Национальный театра Чехии. Опера. Р. Щедрин. "Лолита".

Национальный театра Чехии. Опера. Р. Щедрин. "Лолита".
27 янв 2020
Оцените материал
(108 голосов)

Посетил Народный театр Чехии, сцену «Stavovske divadlo», и послушал оперу композитора Радиона Щедрина «Лолита». Это одна из не многих постановок данного произведения. Премьера состоялась в 1994 году в Швеции благодаря стараниям Мстислава Ростроповича. В 2003 году была вторая постановка в театре оперы и балета Перьми и позднее еще одна постановка в Германии.

Представленный спектакль — это четвертая попытка постановки оперы. Звучит она на русском языке, ведущие партии поют российские певцы и дирижер тоже русский. Есть решение о том, что постановка в самое ближайшее время будет перенесена в Мариинский театр. Пока оркестр Гергиева играл только отдельные фрагменты этого прихотливого произведения, которое можно оценивать очень по-разному, как и рабу Гергиева, который в последнее время очень плохо показывает себя, например на Вагнеровском фестивале.

Национальный театр Чехии представляется странной «репетиционной» площадкой для этой постановки. Действительно оркестр может справиться с этой трудной задачей. Хотя то, что я услышал в театре говорит о том, что певцы и оркестр как минимум не гармоничны, если уж не сказать, что временами просто живут отдельно друг от друга. Родион Щедрин ныне жив и в общем он подписал письмо, в котором приветствовал оккупацию Чехии. Может быть не за это в 1960 году на него посыпались первые серьезные награды типа звания заслуженного артиста… Но мне вся эта история не нравится. Можно оценивать данные события по-разному, но Щедрин уже тогда был секретарем правления союза композиторов СССР и делал не только музыкальную карьеру.

Главные партии поют:

Гумберт- Петр Соколов. Это качественный баритон, который хорош всем, но не тенор. При этом на его партии держится весь спектакль, по времени точно.

Лолита- Пелагея Куренная. Ее очень хвалят, но я не стал бы предаваться восторгам, она просто качественно исполняет партию, ее меццо звучит хорошо. Она молода и красива…

Мать Лолиты – Вероника Кажнова. Более чем сомнительное исполнение, которой не радовало совершенно. Хотя внешность у певицы блестящая.

Дирижером выступил россиянин Сергей Неллер.

Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что либретто написал сам Родион Щедрин, а режиссером выступала Слава Даубнерова. Не знаю читали ли эти люди роман Набокова, но ясно, что они смотрели фильм Стенли Кубрика и не смотрели фильм Лайна. Представленное на сцене никак не отражает, как мне кажется замысел Набокова и вообще относится к другой эпохи. Автомобиль и общий антураж лет на 10-15 младше того, что использовал Набоков. При этом вместо мягкого понимания Гумберта на сцене мы постоянно слышим про грех. Грех в современной России приобрел странное звучание и стал словом смешным потому, что им постоянно оперирует РПЦ, о которой ничего хорошего сказать нельзя. Возможно, это и создает сразу отталкивающий эффект. Далее трансляция на сцену видео изображения в виде фетишизированных женских носков и совсем уж убогостей типа пухлых накрашенных женских губ, которые развешивают разноцветные презервативы. Не знаю, что тут сказать.

Музыка тоже не порадовала. Я все время пытался поймать звучащие в разных тональностях построенные совершенно атональная, мелодии и они в моем сознании не складывались никак в картинку, которая гармонизировалась бы с пением. Я очень люблю Богуслава Мартину и его оперу «Джульетта», которая построена музыкально, похожим образом, но….Я преклоняюсь перед Мартину и его мягкой иронией, почти издевательством еще больше. Щедрин скучен и местами вообще звучит, как «музыка для кинофильмов советских композиторов». При этом, конечно, я смотрел балеты «Кармен-сюита» и «Чайка» на музыку Родиона Щедрина. Они производят, хоть и не яркое, но очень приятное впечатление. Возможно, Плесецкая была его музой, которая как-то сдерживала порывы…

Хотя временами музыка казалась гениальной, в целом она казалась обволакивающей, вязкой, никак не соответствующей происходящему на сцене. Скорее симфонической с неоправданными полу-партиями для певцов, которые звучали не по-итальянски и не по-вагнеровски, а просто странно надуманно, без определения хотя бы тональности для каждого исполнителя или героя. Идеи Щедрина совсем не оперные или это просто еще один канон, который предстоит понять. Мне было неприятно и откровенно сложно, постановка казалось откровенно похабной. Хорошо, что сверху можно было наблюдать ноги дам в партере. Одна девушка, обладательница прекрасных ног я яркими мышцами через середину бедра яростно боролась с руками своего кавалера весь спектакль. Их борьба развлекала, правда, когда мальчик понял, что нырнуть под юбку ему не дадут и залез в разрез на груди мне стало совсем грустно.

Я люблю Бартока и Мартину больше, чем гениального Бриттена например, но вот Щедрин, хотя и не выходит из головы несколько дней не лег на мое слабое сознание, я не увидел гармонии, а боли и так столько в этом мире… Не думаю, что опера будет иметь успех в Праге или Питере.

Прочитано 404 раз Последнее изменение 31 янв 2020

1 Комментарий

  • Катерина 03 фев 2020 написал Катерина

    Несколько лет назад я была повернута на теме Лолиты - читала книгу, смотрела фильмы. Даже искала песни по этой тематике. Действительно... интересная тема. Никогда бы не подумала, что по этой теме можно поставить спектакль.
    Но как понимаю... ко всему надо подходить с умом, чтобы получилось красивое и интересное

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены