Большинство современных боевиков можно просто листать, фильмы типа «Отвратительной восьмерке» Тарантино можно вообще смотреть минут 20-30 в начале и в конце потому, что содержание середины очевидно - автор будет заполнять пустоты пустыми трюками, которые ничего не дают. Фильмы Гринуэйя требуют, постоянного контакта глаз и экрана. Это настоящая мука для поверхностного зрителя и настоящий праздник для любителя кино.
Гринуэй валиец, читатели нашего британского проекта знают с каким скепсисов в Великобритании относятся к уроженцам Уэльса. Возможно Гринуэйя спасло то, что в раннем детстве отец перевез его и семью в Лондон, хотя первые три года он жил в рабочей слободке в окружении валийских тетушек. Трудно придумать более трудное раннее детство. Отец оставил глубокий след в душе ребенка. Он происходил из семьи потомственных садовников, занимался девелопментом и был орнитологом. Подражая отцу Питер стал собирать насекомых, прямо как Набоков. Коллекционирование стало его страстью, которая заметна во всех фильмах- особенно в «Чемоданной серии Тульса Люпера» и и книгах- особенно «Золото». Мне как коллекционеру очень понятна его глубокая страсть с систематизации и способности видеть в предметах историю мира. Отсюда же и тщательная проработка кадра, которая делает каждый кадр шедевром.
Фильм Питера Гринуэйя «Жизнь в чемоданах» это некий дайджест четырех фильмов из серии «Чемоданы Тульса Люпера». Все четыре фильма нам показывают в предельно сжатом виде, где даже теряются важные сюжетные линии и построения исключительно в приложении чемоданов. В центре сюжета чемоданы и фильмы, как и судьба Тульса Люпера профессионального заключенного, который большую часть жизни провел в том или ином застенке. Чемоданы и их содержимое показывается нам в более или менее системном виде. Ключевым в фильме является диалог,- в котором Тульс сообщает, что самое важное и интересное в жизни это составлять каталог случайных вещей, которые говорят о мире и времени, гораздо больше повествований и монографий, где анализ и синтез заменяет правду жизни. Трудно поспорить с тем, что попытки найти какие-то закономерности или законы в рамках любых исследований, как правило искажают действительность в целях получения нужного результата. Это настолько систематическая деятельность, что даже придумано понятие моделирования. Моделированием мы называем отказ от всех деталей реального объекта в целях упрощения исследования и довольствуемся простым перечислением того чем пренебрегли. Гринуэй ставит себе задачи шире и не желая отказываться от всего многообразия жизни анализирует предметы и события с помощью составления каталогов. Иногда мне кажется, что каталог, как повествование по поводу чего-то и есть первое и возможно важнейшее явление постмодернизма. Можно долго рассуждать о чем-то по поводу чего-то, но каталог просто предполагает описание чего-то, что создано или возникло по поводу чего-то.
В целом получается некий замкнутый или скорее бесконечный круг. Мартино Накковелли руководствуясь детскими воспоминаниями о своем приятеле по детским играм Тульсе Люпере создает его жизнь такой, какой она могла бы быть у неутомимого искателя приключений. Для придания реализма он пишет много страничные тексты за этого вымышленного персонажа и желая придать ему еще большую реальность создает коллекцию из почти ста чемоданов, которые содержат разные и как правило довольно причудливые предметы. Дале по поводу всего этого снимается четыре фильма, в которых разные актеры исполняют роль Тульса Люпера и создается полная иллюзия его реальности и только в последней серии мы понимаем, что жизнь Тульса Люпера это только фантазия его друга Мартино. Но этим история совсем не заканчивается, снимается еще и пятый фильм в котором все повторяется еще раз. Можно, конечно считать, что этот фильм снят или скорее смонтирован, как фестивальная версия и ставит целью получать награды, но тут не все так просто. Как раз основной, кажется идея бесконечного повторения мифа для того, что бы он превратился в правду. Возможно как раз такое повторения вымысла и формирует то, что мы называем действительностью.
Стоит ли смотреть всю серию из четырех фильмов о Тульсе Люпере я не знаю, возможно для пытливого исследователя это и имеет смысл… Но посмотреть фильм «Жизнь в Чемоданах» стоит, что бы понять основные приемы режиссерской работы Питера Гринуэйя. Как не крути оно того стоит.