Э.Скола "Необычный день".

Э.Скола "Необычный день".
30 июнь 2015
Оцените материал
(105 голосов)

Посмотрел фильм «Необычный день» (1977) режиссера Этторе Скола. В главных ролях — Марчелло Мастроянни и Софи Лорен. Скола принадлежит к числу моих любимых режиссеров, и хотя он всегда будет в тени Феллини, я посмотрел все его фильмы и часто не по одному разу. При всей моей любви к британскому кино, этот мною любим по-особому. Наверно, из-за камерности: бóльшая часть фильма — это диалог Мастроянни и Лорен. Наблюдать за их игрой — вообще отдельное и ни с чем несравнимое удовольствие.

Фильм получил заслуженное признание кинокритиков, хотя на мой взгляд не достаточное. Две номинации на «Оскар» для Марчелло Мастроянни, как «Лучшая мужская роль» и для фильма в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Премия «Золотой глобус» за «Лучший фильм на иностранном языке» и номинация для Мастроянни. Картина номинирована на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля в главной номинации. Получила премию «Сезар», как «Лучший фильм на иностранном языке». На этом история кинонаград ляд фильма не заканчивается. В 2014 году «Необычный день» получил премию Венецианского кинофестиваля в номинации «Лучший отреставрированный фильм».

Действие фильма происходит в фашистской Италии. Одно это делает фильм как никогда актуальным для современной России. Мы переживаем практически это же время, и многие аналогии просто бросаются в глаза. Но дело не в фашизме России и не в аналогиях. Вернемся к фильму, хотя порассуждать, что нужно, пока не поздно, эмигрировать, похоже, актуально.

Показана жизнь простой домохозяйки Антоэннеты. Оскотинившийся муж, который ведет себя с ней, как с домашней прислугой. Основная сфера его интересов находится в публичном доме где, как говорит героиня, его знают лучше, чем на работе, потому что видят чаще. Интересно, имея дома под боком Софи Лорен… Ну не суть! Куча детей мал мала меньше… Хотя Лорен всегда Лорен, и хороша она необыкновенно. Все эти бельевые штуки и торчащие груди — всё это будоражит воображение. В британском кино такого точно не увидетью

Рядом идет совсем другая жизнь. Интеллектуал и гомосексуалист Габриэль живет в одиночестве, и живет совсем иначе. Он слушает музыку, танцует, читает и пишет. Не ведет себя как скотина, и его потребности скорее в области духовности. Марчелло Мастроянни играет эту роль с непринужденностью человека, который, по сути, и не должен никого играть.

Казалось бы: что общего может быть у таких разных людей? Ничего. Но птичка, которая является для героини отдушиной, вылетает из клетки и прилетает к Габриэлю. Придя за птицей, героиня оказывается в другой жизни… в другом мире. В этом мире нет отношения к ней как к куску мяса — тут ее слушают и видят в ней человека. Ей больше не нужно для того, чтобы почувствовать свою значимость и ценность, сливаться в едином порыве с населением кричать «Хайль!». Муж и дети, освободившие ей личное пространство, ушли на парад в честь приезда к Муссолини его друга и вождя Гитлера, а она увидела, что может быть человеком.

У них случается короткий роман, нежный секс, и они чувствуют неизъяснимую любовь и чудесную близость, однако время не позволяет им быть вместе...

«Снова дрожат они, грезы бессильные, Бессильные грезы ненужной любви».

Вскоре к героине приходят дети и муж, а героя Мастроянни арестовывают и пока ссылают за гомосексуализм и диссидентство. Так и хочется сказать:

«Цезарь пьет, бабы прячут ребят —
Что грядет, никому непонятно».

Фильм актуален: может быть, если бы наши российские одичавшие домохозяйки, славящие Путина, могли бы заглянуть в мир людей, их взгляды изменились бы и …

Кто знает?

Над фильмом работали:

Этторе Скола- один из легендарных итальянских режиссеров. Последний из великих прекрасной эпохи, когда снимали фильмы Феллини, Висконти… «Драма ревности: все детали в хронике» принесла ему первую номинацию на «Золотую Пальмовую ветвь». Фильм «Отвратительные, грязные злые» еще одну номинацию и премию в разделе «Лучший режиссер». «Сезар» за фильм «Мы так любили друг-друга» за «Лучший фильм на иностранном языке». Далее премии за фильм «Необычный день»- Номинация на «Оскар» и «Золотйо глобус», а также «Сезар». Еще одна номинация на «Оскар» за фильм «Новые чудовища». Дальше «Золотая пальмовая ветвь» за «Сценарий» к фильму «Терраса» и номинация на «Золотую пальмовую ветвь». Таких номинаций будет еще четыре за фильмы: «Ночь Варенны», «Любовная страсть», «Семья» и «Сплендор». Но премий больше не выдано. Есть номинации на «Оскар» за фильмы: «Семья», «Бал», «Новые чудовища». Фильм «Бал» принес ему «Сезар», как лучшему режиссеру и Два «Золотых медведя» в сециальных номинацияъх. Есть у него и три премии «Крылатый лев» в специальных номинациях.

Марчелло Мастроянни, актер - символ итальянского кино. Не важно каких и сколько он получил призов. Мы писали о фильмах Дино Ризи «Призрак любви» и М.Феррери «Большая жратва» и в культовам фильме Феррери «История Пьеры». Снимался в главных фильмах зрелого Филинни. Две серебряные «Пальмовые ветки» каннского кинофестиваля, несколько «Сезаров» и «BAFTA», «Золотой глобус» и номинации на «Оскар» не делают его больше или меньше великим.

Софи Лорен, ей сейчас за восемьдесят, она прекрасна и сейчас, но в молодости была эталоном красоты так долго, что в общем останется им навсегда. Высокая грудь и женственные формы- прекрасная эпоха. Жаль, что снимал ее в основном Витторио де Сикка и Этторе Скола. Нет я не как не умаляю их вклада в кино, но для меня Лукино Висконти и Феллини все же, но что есть. «Оскар», «BAFTA» и «Серебряная пальмовая ветвь» за фильм Де Сика «Чочара»… Дальше только почетный «Оскар», почетный «Золотой медведь» и прочие «Львы». Почему наград так мало? Это странно потому, что были «Брак по-итальянски» и «Подсолнухи» и много-много всего. Фильм «Необычный день» - один из ее лучших фильмов, хотя она прекрасна везде. Мы писали о фильме «Суббота, воскресенье и понедельник» где она играла со своим любимым партнером Марчелло Мастроянни.

Фильм очень хорош, один из моих любимых — я смотрю его часто. Точнее, я смотрю его всегда!

Прочитано 3090 раз Последнее изменение 17 фев 2020

2 комментарии

  • Евгения Васильева 24 сен 2018 написал Евгения Васильева

    Мне вот до сих пор не ясно, что хотел показать режиссер. Он хотел поддержать фашисткий режим, или все-таки его выяснить. Это до конца не ясно и может объяснить только режиссер. Хотя вроде бы другие говорят, это надо почувствовать, такая задумка фильма.
    Но фильм все-таки должен быть понятен многим, чтобы он зашел и стал фильмом года, десятилетия, века. А так..
    А так надо каждому додумывать и понимать. Но это неплохо, когда понятно, что требует режиссер от зрителей

    Пожаловаться
  • Алиса Котова 01 фев 2018 написал Алиса Котова

    Очень мало фильмов, в которых участвую два или три актера. Когда они занимают практически их фильм и их рассуждения по тому или иному поводу это основной сюжет фильма.
    Главный плюс этого фильма в том, что он совсем на арт-хаус с непонятными диалогами и моментами, а наоборот... он очень понятен, главные герои полностью раскрыли перед зрителями.
    Несмотря на то, что фильм очень последовательный и в нем участвуют по сути дела два актера, он оказался интересным и совершенно не скучным.

    Пожаловаться

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены