Собственно, фильмы похожи. И там, и там мы видим галерею «лишних людей». географ Виктор Служкин очень похож на слесаря и адвоката из «Левиафана». Умный, честный и порядочный человек всегда был в России ненужным и чужим — ну, по крайней мере, последние 500 лет. Такая страна и такие люди — что тут поделать?
Сюжет романа прост. Служкин, не найдя места в жизни, идет работать в школу. Жена не любит его и отказывается от секса с ним. Но при этом ревнует и не позволяет спать с женой гаишника, который, как положено представителю российской власти, вьет и обссыкается. Жена Служкина уходит к его лучшему другу, и он… оказывается в центре «жалеющих» его женщин, которые пытаются трахнуть его всеми силами — от подружки заведующей детским садиком до красавицы учительницы немецкого (актриса Елена Хиривская). Влюбляется в него и самая красивая ученица… Но он любит свою жену и, хоть спит с женой гаишника, но «не кончает». В центре повествования — поход, где он делает из детей настоящих мужчин, но… Россия это и есть "Левиафан" ...
Донос. Чисто русская история! Где есть россиянин — там обязательно есть и донос. Это ведь главная духовная скрепа. Нашего героя увольняют… Не нужны такие учителя в школе, не нужны такие люди в России! Хотя жена его любит, и, я думаю, к нему возвращается… Понятно, что нужно просто уехать в нормальную страну и строить там жизнь, но видимо в прошлой жизни мы были плохими людьми вот и живем в России.
Стоит отметить актерскую игру Константина Хабенского, который, на мой взгляд, лучший из современных актеров, прямо настоящий продолжатель дела Янковского в российском кино. Фильм очень светлый, его светлая грусть — как курение чая…